Пока итоги 2002 года подвели не все официальные импортеры, но по предварительным данным через дилерскую сеть в России реализовано более 110 тыс. новых иномарок (без учета «серого» ввоза). Превышен докризисный уровень, что психологически очень важно. Однако прирост продаж по разным маркам существенно отличается – от 10% до почти 100%. Случаи снижения показателей стали исключением. Динамика продаж, как и ожидалось, оказалась ниже, чем в 2001 году (тогда продажи у большинства импортеров увеличились в 2-3 раза и более). Увеличение ёмкости рынка стимулировало активное развитие дилерских сетей, а также создание многомарочных компаний.
Показатели у ряда импортеров, цены которых привязаны к евро, были бы даже выше, если бы не рост курса евро. В результате стоимость новых иномарок в долларах возросла, что заставило часть граждан отложить покупку или выбрать другую марку.
Средний класс окреп
Основными причинами увеличения продаж стал рост доходов среднего класса, а также активное развитие кредитных схем. Банки в результате жесткой конкуренции снизили ставки и упростили процедуру выдачи кредита. В результате стала доступнее покупка в рассрочку новых иномарок стоимостью $8-12 тыс., и часть граждан сделали выбор в их пользу вместо вазовских «десяток». Кроме того, продажи стимулировали обновление модельного ряда и увеличение срока гарантии у ряда производителей, а также специальные маркетинговые программы (скидки, льготы на техобслуживание и т.д.). Россияне подтвердили свой интерес к новинкам. Тем компаниям, у которых они появились в минувшем году, удалось заметно упрочить позиции.
Отмечен опережающий рост продаж новых зарубежных автомобилей B и C классов. Основное количество сделок приходится на ценовой диапазон до $10 тыс. Но обостряется конкуренция и в сегменте от $14 тыс. до $20 тыс. Резко вырос интерес к «паркетным» внедорожникам.
Повышение в 2-2,5 раза ставок пошлин на зарубежные автомобили старше семи лет (основные конкуренты новых ВАЗов) существенно не повлияло на продажи новых иномарок, но все же переключило часть покупателей на вторичный рынок. А вот сохранение на прежнем уровне пошлин на автомобили от трех до семи лет невыгодно официальным импортерам, поскольку именно престижные «трехлетки» за счет дешевого «кубического» растаможивания являются основными конкурентами для новых иномарок малого и среднего класса. Не исключено, что в этом году правительство унифицирует правила ввоза автомобилей для физических и юридических лиц. Для последних совокупный таможенный платеж (пошлина, акциз и НДС) сейчас обходится дороже, чем упрощенная схема с уплатой по единой ставке в евро для частников, что ставит их в неравные условия с точки зрения конкуренции.
Фаворитов теснят середняки
Многолетним лидером является UzDaewoo с по-прежнему хорошо покупаемой «Nexia» и набирающим популярность «Matiz». Продано более 12 тыс. автомобилей, из них 7701 – «Nexia». Следом в группе лидеров – Skoda, Renault, Toyota, Mitsubishi, Nissan,Volkswagen, Peugeot и Ford. У Skoda динамика продаж (9407 шт.) снизилась из-за роста цен, связанного со скачком евро, – часть покупателей отдали предпочтение не «Octavia» и «Fabia», а конкурентам-одноклассникам.
Аналогичная ситуация с Volkswagen. В 2002 году концерн планировал продать 9 тыс. автомобилей, однако реализовал лишь 7972 (включая 1147 коммерческих). На фоне успеха «японцев» и «французов» это очевидное снижение динамики. Появление «VW Phaеton» существенно не изменит ситуацию в сегменте автомобилей класса люкс. Фаворит прежний – «VW Passat» (3315 шт.). Впервые после кризиса заметно увеличились продажи коммерческих автомобилей.
А вот компания Renault за счёт «Renault Symbol» и «Megane» турецкой сборки укрепила позиции в России (прирост продаж 49%). Реализовано 8307 автомобилей. У Toyota, создавшей в минувшем году национальную торговую компанию, продажи почти удвоились (8302 шт.). Лидерами стали выведенная весной на российский рынок новая «Corolla» (продано 2319 шт.) и «Camry» (продано 1956 шт.). У Mitsubishi показатели выросли на 36%, до 8167 машин, из них больше половины (4493) – «Carisma». Nissan усилила позиции благодаря новым «Almera» и «Primera». Продано в полтора раза больше авто, чем год назад, – всего 8029 шт., из них 2475 – «Almera» и 2041 – «Primera». Неплохо показал себя и компактный внедорожник X-Trail (1122 продажи). Peugeot, хотя и ощутила рост евро, сумела увеличить продажи. Итоги на момент сдачи номера еще не объявлялись, но компания рассчитывала выйти на уровень порядка 8 тыс. автомобилей.
Ford Motor Company подтягивается к лидерам (прирост 61,7%). В минувшем году компания продала 6669 автомобилей (правда, заявляла о намерениях реализовать более 7,5 тыс.), а в 2003 году планирует увеличить этот показатель до 18 тыс. Резкий рост заказов на всеволожский Focus заставил компанию скорректировать сроки ввода второй рабочей смены на заводе. Заказы у дилеров сейчас принимаются на лето (уже принято более 6,5 тыс. заявок).
Очень неплохо отработали «корейцы». Более чем вдвое выросли продажи у Hyundai (5575 продаж). Безусловный фаворит – «Accent» таганрогской сборки (продано 3174 шт.). Успех после затянувшейся стагнации связан с началом работы нового российского дистрибьютора. А у Kia продано 5382 автомобиля (прирост 46%), из них выпущенных на калининградском «Автоторе» – 4122 шт. Лидируют модели «Rio» (1766 продаж) и внедорожник «Sportage» (1467 продаж).
В секторе иномарок премиум-класса (BMW, Audi, Mercedes Benz и Volvo) ситуация в целом благополучна. Особенно у BMW, показатели которого выросли на 43,8%; в общей сложности продано 3790 автомобилей. Наибольшим спросом пользовались калининградские «пятёрка» (1298 продаж) и «трёшка» (продано 1160 шт.). Новая BMW 7-й серии также не обойдена вниманием богатых людей (630 продаж). У Audi продано 2700 автомобилей (прирост всего 7,7%), из них 1102 шт. А6 и 898 шт. А4. Серьезные надежды связаны с появлением нового флагмана марки – модели А8, продажи которой начались в ноябре. У Volvo прирост продаж также не столь заметен (на конец января итоги не объявлены). Лидером остается S80. А вот у Mercedes Benz отмечен 35-процентный спад продаж. Через официальную дилерскую сеть продано 2131 легковой автомобиль и 454 коммерческих. А ведь марка считается одной из самых престижных в России. Лидерами стали модели S-класса (716 продаж) и Е-класса (478 продаж). Причинами снижения спроса в представительстве «Даймлер-Крайслер Автомобили Рус» называют рост курса евро, в результате чего увеличились цены. На продажи также повлиял переход на ввоз через генерального импортера и последовавшая реорганизация дилерской сети. Вероятно, сказались и квоты на новую «ешку».
У Opel (бренд General Motors) отмечено почти двукратное увеличение продаж. Лидирует Astra, вызвала интерес и новая Vectra (окончательные цифры GM пока не объявлял). Концерн Citroen также удвоил продажи, прежде всего за счет модели С5. Почти трехкратный взлет продаж зафиксирован у Suzuki. Фаворит прежний – внедорожник «Grand Vitara».
Замыкают список Honda (лидер – компактный внедорожник CR-V), Land Rover (продано 839 машин), Subaru (571 машина), Chrysler и Jeep (380 продаж, брэнды принадлежат DaimlerChrysler), Fiat (продано 356 машин), Saab и Chevrolet (брэнды General Motors), Lexus (328 продаж, брэнд Toyota). Все они, кроме Fiat и Chevrolet, также заметно улучшили свои показатели.
Сборка оправдывает ожидания
Зарубежные автопроизводители все активнее проявляют интерес к открытию в России сборочных предприятий. Нашумевшие проекты прошлого года – завод по сборке «Ford Focus» во Всеволожске и СП General Motors-АвтоВАЗ по сборке «Chevy-Niva». Они пополнили список уже действующих производств, из которых наиболее заметны калининградский «Автотор» и таганрогский завод. После двухлетнего перерыва возобновлен пока ограниченный выпуск «Renault Symbol» на «Автофрамосе» в Москве. А Volkswagen и Skoda не спеша подбирают площадки для строительства.
Создание сборочных предприятий (а значит, и привлечение иностранных инвестиций в отрасль) было стимулировано ставшей более привлекательной инвестиционной политикой правительства. В утвержденной в 2002 году Концепции развития российской автопромышленности предусматривается уменьшение пошлин на ввоз импортных комплектующих. Производители давно добивались таможенных льгот. Но при этом от зарубежных концернов ждут не отверточной сборки (легального способа ухода от уплаты пошлин), а полноценного технического процесса со сваркой и окраской кузовов и, самое главное, последующей локализации производства запчастей.
Для снижения стоимости выпускаемых моделей производители будут вынуждены искать отечественных поставщиков. Это даст толчок для развития отечественной автомобилестроительной отрасли, которая переживает трудные времена. Например, на АвтоВАЗе в минувшем году наступил кризис перепроизводства, в результате чего пришлось даже останавливать на две недели главный конвейер. Снижение продаж новых ВАЗов связывается с запоздалым введением запретительных пошлин на иномарки старше 7 лет. Пока же доля собираемых в России иномарок по сравнению с импортируемыми составляет примерно 10%. По прогнозам экспертов, к 2025 году с конвейеров таких предприятий может сойти уже 130-135 тыс. автомобилей, что составит примерно 40% от продаж новых иномарок...
Александр Заводов
----------
Подборки :: Авто • Аналитика • Инвестиции • Маркетинг