Записки
papers

Как известно, государственное регулирование фармацевтического рынка осуществляется на двух уровнях. На федеральном уровне определяются фундаментальные направления политики лекарственного обеспечения, такие как регистрация лекарственных средств, федеральный Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (далее ЖНВЛС), регистрация цен на ЖНВЛС и т.д. Так, на основе федерального Перечня ЖНВЛС формируется региональный Перечень или Формуляр препаратов, отпускаемых по бесплатным и льготным рецептам (далее БиЛОЛ), на региональном уровне определяется целесообразность использования предельных торговых надбавок и их величина, формируется система организации бесплатного и льготного обеспечения населения и прочие параметры.

В условиях отсутствия сформулированной государственной концепции лекарственного обращения возникло множество моделей функционирования региональных фармацевтических рынков.

Для классификации этих моделей мы предлагаем два основных признака:

  • Виды закупок в системе бесплатного и льготного отпуска (централизованные, децентрализованные и смешанные);
  • Виды предельных торговых надбавок (свободные и фиксированные).

Выбор модели обусловлен социально-экономическими и политическими характеристиками региона. При применении данной классификации к 52 регионам России удалось выяснить, что в большинстве регионов используется фиксированная торговая надбавка, причем чаще всего единая, то есть один процент на все лекарственные средства по всему региону, а реже всего – регрессивная надбавка, т.е. чем выше цена препарата, тем ниже возможный процент надбавки.

По типу закупок препаратов для бесплатного и льготного отпуска среди рассмотренных преобладают регионы с децентрализованными и смешанными закупками. Наблюдаются определенные различия в состоянии лекарственного обеспечения как между моделями, так и в рамках одной модели. Так, Татарстан, Кемеровская область и Красноярский край используют дифференцированные надбавки в сочетании со смешанными закупками БиЛОЛ. При этом, в 1998 году такие показатели, как расходы местных бюджетов на лекарственные средства и изделия медицинского назначения на душу населения, доля задолженности бюджетов аптекам в объеме бесплатного и льготного отпуска, а также розничный товарооборот, существенно различались.

Влияние госрегулирования на фармацевтическмй рынок в России, фото 1


При сравнении уровня финансирования бесплатного и льготного отпуска на душу населения, доли льготников от численности населения, ВВП на душу населения и числа МНН в Перечне удалось выявить, что в целом прямой зависимости между уровнем финансирования БиЛОЛ и остальными показателями нет. Однако, в рамках одной модели наблюдается зависимость между уровнем финансирования БиЛОЛ на душу населения и долей льготников от численности населения.

Анализ средних объемов ВВП и финансирования на душу населения во всех регионах в рамках одной модели показал, что регионы с низким уровнем ВВП или четко отлаженной системой лекарственного обеспечения преимущественно выбирают централизованный способ закупок. Из этого анализа можно сделать еще один вывод – смешанный тип закупок позволяет добиться более высокого уровня финансирования на душу населения, нежели децентрализованный.

Таким образом, налицо влияние региональной государственной политики на развитие регионального рынка. Проведенный анализ не позволяет выделить заметных различий в состоянии фармацевтических рынков в зависимости от выбранной модели, в то же время найдены значительные различия внутри моделей. Этому есть несколько причин. Во-первых, сложившиеся региональные модели находятся на различных стадиях своего развития. Во-вторых, в краткосрочном периоде на состояние фармацевтического рынка более значительное влияние оказывают общие факторы (экономическое развитие, инвестиционная привлекательность, демографические характеристики) и отраслевые (созданная нормативная база, структура и способы управления здравоохранения, наличие и развитость производственной базы, уровень развития товаропроводящей сети). Так, уровень ВВП оказывает влияние на объем розничного товарооборота, численность и структура льготников – на структуру финансирования БиЛОЛ по источникам, а также обеспеченность бесплатного и льготного отпуска.

Влияние госрегулирования на фармацевтическмй рынок в России, фото 2

При выборе модели регионального развития необходимо проанализировать общие и отраслевые факторы регионального рынка, а при внедрении модели крайне необходимо адаптировать систему льготного лекарственного обеспечения населения к выбранной модели. Так, при переходе к децентрализованным закупкам целесообразно сокращать число МНН в Перечне и уровень максимально разрешенной торговой надбавки. При централизованных закупках необходимо ввести реестр льготников и максимальный потолок финансирования по каждой группе. При смешанных закупках рационально определить приоритетные группы льготников / препаратов и снижать уровень максимально разрешенной торговой надбавки.

По мере развития моделей общие факторы постепенно будут отходить на второй план, уступая место отраслевым. Именно в этот момент важно провести глубокий анализ состояния регионального рынка, на основе которого четко адаптировать элементы государственной политики к выбранной модели. Соответствие всех факторов друг другу и будет определять успешность развития регионального рынка в будущем.

Сирма Бошнакова и Виктория Соколова

----------

Подборки :: Аналитика • Бюджет • Здоровье • Медицина • Политика • Регионы