Иностранцы предпочитают покупать кругляк, а перерабатывающие российские предприятия все острее ощущают сырьевой голод. К прочим бедам примешиваются и нерешенные вопросы лесопользования. По-прежнему лес рубят браконьеры и временщики, никак не заинтересованные в цивилизованном использовании лесосеки и восстановлении лесного фонда.
Согласно данным Госкомстата России, в январе индекс промышленного производства в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности составил 97,4% в сравнении с соответствующим периодом 2002 г. В наибольшей степени спад коснулся лесозаготовки. Вывозка древесины в январе сократилась на 6%. В качестве основных причин падения специалисты называют сильные морозы, которые привели к массовым отказам техники, неупорядоченные процедуры пересмотра договоров аренды лесного фонда, несвоевременный отвод лесосек под заготовку властными структурами.
Сокращение вывозки древесины не могло не привести к падению производства пиломатериалов (почти на 5%), паркета – более чем на 3%, дверных и оконных блоков – на 12,6% и 14,1% соответственно. Настораживает и то обстоятельство, что впервые за последние несколько лет отмечен спад в целлюлозно-бумажной промышленности, которая демонстрировала устойчивый рост. Так, выпуск бумаги в январе сократился по сравнению с январем 2002 г. на 2,2%, картона – на 2,4%, целлюлозы – на 6,7%. Случилось то, о чем руководители ряда целлюлозно-бумажных комбинатов говорили давно: причиной падения стала нехватка сырья.
Не происходит серьезных сдвигов и в структуре отраслевого экспорта. Как и прежде, главным товаром остается круглая необработанная древесина. Экспорт необработанных лесоматериалов из России в 2002 г. вырос на 15,4%. По расчетам Минэкономразвития в настоящее время экспортные цены на круглые лесоматериалы значительно превышают цены внутреннего рынка, в результате чего растут объемы экспорта необработанной древесины. А это, в свою очередь, осложняет обеспечение сырьем российских предприятий глубокой переработки древесины. В то же время выпуск щепы для целлюлозно-бумажной промышленности рос почти на 9%, древесноволокнистых и древесностружечных плит – на 8,9 и 11,2% соответственно, деревянных домов – на 12,2%.
Согласно мониторингу, лидером экономического роста в первые месяцы 2003 г., как и в 2002 г., продолжает оставаться крупнейшая российская лесоперерабатывающая компания – ЗАО «Илим Палп Энтерпрайз». Как пояснил директор по корпоративным финансам компании Андрей Сливченко, достичь таких результатов позволила прежде всего продуманная производственная и сбытовая политика на фоне мирового спада на рынке целлюлозно-бумажной продукции. Другим немаловажным фактором успеха является эффективность работы менеджеров среднего звена.
Несмотря на высокие темпы роста, экономисты «Илим Палп Энтерпрайз» весьма осторожно высказываются о перспективах дальнейшего развития производства. «Говорить о стабильно высоких темпах роста пока преждевременно, – говорит Андрей Сливченко. – Оживление, которое мы сейчас наблюдаем, обеспечено внутренними ресурсами существующей производственной базы предприятий. То есть включаются в работу имеющиеся, но не задействованные производственные мощности. Пока нет признаков роста, вызванного притоком инвестиций».
Фанера преодолевает советский барьер
Несмотря на общеотраслевую стагнацию, продолжается стремительный рост производства фанеры. По итогам 2002 г. объём её выпуска увеличился в натуральном выражении на 13,7%. Тем самым российские фанерные заводы превысили лучшие показатели советского периода. Высокие темпы сохраняются и в первые месяцы 2003 г. Так, в январе объем производства фанеры вырос на 8%. В беседах руководители и экономисты фанерных предприятий отмечали, что спрос на отечественную фанеру сохраняется стабильно высоким и на российском, и на зарубежном рынках. Постепенно активизируется отечественная мебельная промышленность, а зарубежные потребители все больше заказывают российским производителям фанеру определенных сортов. Например, водостойкую, отбеленную или ламинированную. Российские компании активно расширяют свою долю на мировом рынке фанеры.
ОАО «Фанплит» (Кострома) – один из крупнейших производителей фанеры и древесно-стружечных плит. За два месяца 2002 г. объем производства продукции на предприятии увеличился в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 6%. Продукцию комбината охотно покупают и в России, и за рубежом. До 80% общего объема продается на экспорт. Особым спросом пользуется фанера большого формата, принятого в странах Европейского Союза. Продукция предприятия сертифицирована по международным стандартам. «Мы постоянно наращиваем мощности по выпуску фанеры, – сказал в беседе представитель администрации предприятия. – Жаль только, что современное оборудование для фанерных заводов наше отечественное машиностроение не производит. Приходится все покупать за границей».
Фанерный бум во многом обязан основному потребителю данной продукции – мебельной промышленности. Предприятия, выпускающие конкурентоспособную мебель, уверенно чувствуют себя не только на внутрироссийском рынке, но и за его пределами. Например, высокие темпы роста сохраняются на ОАО «Мебельная компания «Шатура». Как пояснил помощник генерального директора предприятия Вадим Бахтов, экономический рост на предприятии обусловлен двумя факторами: высоким качеством производимой мебели и растущими объемами продаж. «Сегодня многие покупатели предпочитают нашу мебель импортной, – говорит Вадим Бахтов. – Мы постоянно обновляем ассортимент, улучшаем качество продукции. И, конечно, совершенствуем систему реализации». В настоящее время шатурская мебель продается более чем в 60 регионах России через развитую сеть фирменных магазинов. Значительная доля продукции экспортируется в страны СНГ. Доля компании на мебельном рынке России в настоящее время составляет около 11%. В прошлом году объём инвестиций, направленных на развитие производства, превысил $14 млн.
Деньги любят гарантию с перспективой
Если по результатам года в целлюлозно-бумажной промышленности зафиксирован рост, то в январе-феврале производство целлюлозы, бумаги и картона сократилось. Наблюдается спад и на одном из крупнейших предприятий отрасли – Сегежском ЦБК. Падение здесь началось еще в прошлом году. Объем производства продукции в январе-феврале сократился почти на 24% в сравнении с соответствующим периодом 2002 г. Помощник генерального директора Сегежского ЦБК Николай Габалов пояснил, что причина спада заключается в нехватке сырья. И дело не только в суровых морозах, которые серьезно осложнили работу лесорубов. Несмотря на то, что количество леспромхозов в составе компании увеличивается, заготовка древесины не растет.
По мнению специалистов комбината, решение сырьевой проблемы зависит вовсе не от инвестиций. «Дело не в деньгах, – говорит Николай Габалов, – сегодня есть кредиты, лизинговые схемы. Покупка новой техники и оборудования идет нормально. Но ни один инвестор, акционер, учредитель не станет вкладывать серьезные деньги в развитие лесозаготовки, пока не будет долгосрочной перспективы распоряжения лесными ресурсами». Лесозаготовители считают, что средств в России сегодня больше, чем достаточно. Даже нет нужды в иностранных заимствованиях. Необходимы лишь гарантии того, что лесорубы смогут заниматься своим бизнесом по крайней мере несколько десятков лет...
Владимир Пеаньковский
----------
Подборки :: Аналитика • Бизнес • Инвестиции • Кризиc • Оборудование • Стройматериалы