Записки
papers

Это позволяет рассчитывать на стабильное финансирование в следующем году. Рынок растет. И причин для падения пока незаметно. Другое дело – хватает этих денег или нет. РТР проще. Компания всегда работала в рамках выделяемых средств. Большинство же каналов последние годы жило в кредит. В перспективе размер кредитов в ежегодном исчислении уменьшится. Если не увеличивать расходы, то всё большие телекомпании выйдут к точке самоокупаемости.

Когда невозможно сопоставить расходы и доходы, не существует реального бизнеса. Возникают не коммерческие, а, например, политико-финансовые схемы организации телевидения. Как только телевидение станет коммерчески осмысленным продуктом, будет легче жить всем. В этом году обозначилась тенденция изменения расстановки сил среди ведущих телекомпаний. Цифры достаточно объективны. В прошлом году доля аудитории ОРТ составляла 31%, НТВ – 20,5%, РТР – 15,7%. В конце августа 2000 года: ОРТ – 24,5%, РТР – 20%, НТВ – 17%. Суммарная доля центральных каналов сократилась с 67,2% до 61,5%. Это ещё одна особенность современного телевидения.

Активно работают так называемые другие каналы. Правда, сейчас, летом, ситуация не показательна. Летом основные каналы ослабляют программирование. Осенью их доля подрастет и будет колебаться в районе 70%. И все равно небольшие каналы работают достаточно успешно. Такова общемировая тенденция. Появляется все больше людей с расходящимися вкусами, выделилась группа с напряженным графиком работы. Большинство хотят смотреть вечером художественные фильмы. Поэтому зритель ищет канал, на котором фильм начинается в удобное время. Чем больше таких узких ниш, тем больше размывается доля основных каналов.

В каком году российские телеканалы выйдут на самоокупаемость, фото 1


Конкурентоспособность «большой тройки» каналов складывается из дорогостоящих художественных проектов и качественных новостей, которые невозможно произвести на малых каналах. Именно уровень информации будет определять основные показатели. Подвижки среди лидеров абсолютно очевидны. «Вести» вырываются на лидирующую позицию среди всех информационных программ. Это связано с набором совершенно объективных факторов. Прежде всего явная неангажированность и объективность программы по сравнению с другими каналами.

Программа максимально приближена к потребностям всего общества, а не каких-то групп. Во-вторых, общечеловеческая интонация: спокойная, доброжелательная информация достойных людей, обращающихся к уважающей себя аудитории. К сожалению, такая «подача» присуща только «Вестям», разглядеть её в других программах пока сложно. И последнее – приток молодых энергичных профессиональных людей, который обеспечил Олег Добродеев. Сезон «Вести» начинали с долей в 10%. В августе в отдельные дни она достигала 30%. В среднем же держится на уровне 22-24%. Таких показателей программа не имела лет семь. И это, безусловно, важно. В прайм-тайме РТР «Вести» начинают доминировать и опережать художественные форматы.

Это приведет к усилению позиций канала на рынке. И для следующего сезона это будет самым определяющим фактором. Сейчас на РТР наконец появилась возможность реализовать концепцию гармоничного канала. Без новостей это сделать нереально. Необходима пропорция между кино, развлекательными, научно-популярными, художественными, детскими и спортивными программами, сериалами. Кинопоказ РТР не уступает другим каналам. Развлекательные программы подвергаются «косметическому» ремонту: обновляются графика, декорации. Большое количество новых программ – информационно-аналитических, общественно-политических, документальное кино и художественные сериалы поставлены на поток.

В каком году российские телеканалы выйдут на самоокупаемость, фото 2

Тенденция увеличения объемов производства художественных сериалов сохранится. Дефицит отечественной телепродукции явный, но спрос публики высок. Поэтому все каналы занимаются сериалами. По прогнозам, только в этом сезоне «тройка» произведет до 600 часов. Развитие продолжится, пока сериалы не займут 60-70% рынка. Чтобы достичь такого уровня, страна должна выпускать 1600-1800 часов в год. Сериалы – многократно оборачиваемый продукт. Хотя фактор риска существует. По американскому опыту, первый показ не окупает инвестиций, прибыль приносят последующие показы и продажи за границу.

Александр Акопов

----------

Подборки :: Аналитика • Бизнес • Маркетинг • Телевидение