Записки
papers

Заветной мечтой многих руководителей предприятий, предпринимателей является возможность получить финансовую поддержку, инвестиции или кредит для реализации новых перспективных проектов, выхода на новые рынки или упрочнения позиций на старых рубежах.

Как показывает практика, необходимое условие получения средств от финансирующей стороны (будь то банк, инвестиционная компания или какой-либо фонд) – это профессионально сформулированный и грамотно составленный письменный бизнес-план. Бизнес-план – это продукт внутренней управленческой деятельности, специальный инструмент менеджмента, используемый в современной рыночной экономике независимо от масштабов, сферы деятельности и формы предпринимательства. Важно отметить, что бизнес-план в первую очередь нужен не банку, он нужен самому предприятию, так как позволяет очертить круг проблем, с которыми оно столкнется при реализации своих целей, а также сформулировать и обеспечить пути их решения.

В настоящее время большинством финансирующих организаций принята стандартная форма бизнес-плана, малейшие отклонения от которой могут привести к тому, что разработанный документ никого не заинтересует.

По мнению многих ведущих специалистов, имеющих значительный опыт работы в реальном секторе, любой бизнес-план должен начинаться с резюме, которое кратко освещает суть делового предложения (а именно таковым является, например, просьба о предоставлении кредита). В резюме бизнес-плана необходимо кратко изложить выводы и рекомендации, касающиеся все основных аспектов исследования, и его структура должна соответствовать структуре самого технико-экономического обоснования. Главной его чертой должна быть убедительность, поскольку детальное рассмотрение Вашего бизнес-плана и его технико-экономического обоснования – это второй этап в процессе работы кредитующей организации над представленным проектом.

Бизнес-план российского машиностроительного предприятия, фото 1

Второй раздел – предыстория и основная идея проекта. В этом разделе подробно излагаются причины, побудившие организаторов проекта прийти к выводу о необходимости его реализации.

Далее представляются подробные сведения, касающиеся названия, юридического адреса, даты регистрации, формы собственности организации, осуществляющей проект, а также состав пайщиков или акционеров, банковские реквизиты с характеристикой всех открытых в банках счетов. К общим характеристикам фирмы также относятся фамилии и телефоны сотрудников, входящих в администрацию предприятия, с указанием их полномочий в вопросах ведения дел, роль и ответственность руководителей фирмы. Для многих российских и зарубежных банков и кредитных организаций имеет большое значение при решении о предоставлении кредита подробная информация о лицах, которые будут непосредственно руководить осуществлением проекта. Например, в банке «Нефтяной» требуется представление сведений о возрасте, образовании, квалификации, опыте, сроке работы на предприятии ведущих менеджеров.

Наряду с изложением основных направлений деятельности компании необходимо уделить внимание описанию её организационной структуры, указать название и сферу деятельности организаций, акционером или пайщиком которых является фирма, в том числе её дочерних предприятий. Обязательно указывается, вовлечена ли фирма в какое-либо судебное разбирательство: причины, последствия, дальнейшее перспективы развития ситуации. Очень важно описать планы фирмы в части изменения формы собственности, состава пайщиков, создания совместных предприятий. Весьма пристальное внимание уделяется кредитующими организациями и такому вопросу как финансовое состояние фирмы. В этом подразделе необходимо дать характеристику учетной политики компании и описать способы ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности, привести сводную таблицу финансовых показателей предприятия в динамике, анализ и выводы, представить расшифровку источников прибыли в отчетном периоде.

Бизнес-план российского машиностроительного предприятия, фото 2

Следует также изложить стратегию проекта: рынки, для которых предназначен планируемый к выпуску товар и способы проникновения на них, конкретные группы потребителей, ценовая политика. Необходимо затронуть также факторы, которые могут благоприятствовать или препятствовать осуществлению проекта, например, соответствующие меры экономической и промышленной политики. Очень важный момент – анализ конкурентных преимуществ фирмы. В данном пункте необходимо оценить, кто является крупнейшим производителем аналогичной или заменяющей продукции, какая доля рынка принадлежит конкурентам. Требуется сделать вывод о конкурентоспособности фирмы в целом с учетом вышеперечисленных факторов.

Следующий раздел обобщает результаты анализа рынка и разработки стратегии маркетинга. В нем необходимо привести характеристику спроса и предложения: совокупного и по сегментам рынка, провести тщательный анализ факторов, влияющих на спрос и дать прогноз движения показателей спроса (будет ли он возрастать с течением времени или падать), показать соотношение благоприятных и неблагоприятных факторов, действующих на развитие спроса, дать характеристику фирм-конкурентов и их продукции, исследовать движение цен на продукцию, готовящуюся к выпуску и дать прогноз. На основе анализа рынка необходимо разработать детальную стратегию маркетинга. Этот подраздел должен включать маркетинговый план развития предприятия, стратегию проникновения на рынок и занятия соответствующей ниши, стратегию роста предприятия, каналы распределения продукции (поиск посредников в продвижении товара или услуги от производителя к потребителю), коммуникации (реклама и стимулирование сбыта).

Бизнес-план российского машиностроительного предприятия, фото 3


Следующие 5 разделов касаются непосредственно производства продукта. Четвертый раздел должен быть посвящен сырью и материалам, которые участвуют в производстве продукта. Пятый раздел – место осуществления, строительная площадка и экологическая оценка проекта – должен кратко охарактеризовать экологические последствия осуществления проекта. Производственная программа, технология, а также производственные активы, используемые в выпуске товара – шестой раздел. Следующие два: организация производства и людские ресурсы. Здесь анализируются потребности и наличие людских ресурсов с соответствующей квалификацией, конторского и управленческого персонала и рабочей силы.

В предпоследней части бизнес-плана, одной из наиболее интересных для потенциального инвестора, описывается финансовый план, представляющий прогноз финансовых результатов, определение срока окупаемости проекта, расчет его рентабельности, с определением точки безубыточности, потребность в дополнительных инвестициях и источники финансирования. Необходимо указать цели, на которые направляются инвестиции и обосновать распределение сумм инвестиций на них. При описании финансового плана дается график погашения кредиторской задолженности и процентов. В данной части также указывается, зависит ли фирма от государственного финансирования, а также имеет ли она льготы по налогообложению вообще и, в частности, по планируемой к выпуску продукции.

В последнем разделе приводится резюме выводов оценки проекта с точки зрения национальной экономики. Здесь необходимо изложить лишь наиболее важные доводы в пользу или против осуществления проекта, которые позволили бы убедить тех, кто будет принимать решение, в достоинствах или недостатках данного проекта.

Бизнес-план российского машиностроительного предприятия, фото 4

Многие банки и другие инвесторы предъявляют особые требования к объему бизнес-плана. Так, банк «Нефтяной» требует, чтобы бизнес-план был выполнен на высоком полиграфическом уровне и его объем не должен превышать 50 страниц. При составлении любого бизнес-плана следует ссылаться на статистическую информацию, обзоры рынка, рейтинги, нормативные документы, при этом необходимо четко указывать первоисточник. План должен иметь оглавление, все предложения и выводы необходимо четко обозначать. Всю вспомогательную информацию в виде таблиц следует оформить в виде приложений. Малейшая опущенная деталь может привести к тому, что в заявке на кредит будет отказано без объяснения причин.

Все наполнение бизнес-плана должно показывать и убеждать потенциального инвестора в том, что риск возврата вложенных средств минимален или его нет вовсе. Так, если уже имеются контракты на поставку еще не произведенного товара, крайне важно это правильно отразить в бизнес-плане. В качестве гарантии возврата кредита можно также вставить в план фразу о намерении назначить счета, на которые поступают средства от продажи товара в качестве обеспечения кредита. Чем больше уверенность инвестора в возврате денежных средств, тем больше Ваш шанс на успех.

Признание плана неточным из-за преувеличения может означать отказ в кредите. Однако это могло быть следствием того, что были представлен лучший вариант развития событий. Не всегда это следует делать. Представление худшего сценария будет куда более эффективным для достижения цели. Излишний оптимизм портит картину, и план предстает в дурном свете.

Бизнес-план российского машиностроительного предприятия, фото 5

При расчёте бизнес-плана калькулятором не обойдётся, ибо любая неточность в цифровых данных может привести к неудаче или обвинению в фальсификации данных. Лучшим способом избежать чисто технических ошибок – использовать специализированное программное обеспечение. В настоящее время на рынке присутствует множество программных продуктов позволяющих составить финансовую модель будущего предприятия. На наш взгляд наиболее качественным и современным продуктом из этой области является пакет фирмы «Про-Инвест-Консалтинг» «Project Expert 5». В нем сочетаются мощный «калькулятор» для расчета цифровых показателей бизнес-плана и «руководитель», который не упустит самых главных деталей, которые Вы должны отразить в бизнес-плане, а выходные результаты будут представлены в форме, требуемой банком. Указанным пакетом программ широко пользуются специальные подразделения инвестиционных управлений многих коммерческих банков России, в том числе «Мосбизнесбанк», «Менатеп», «Гермес», «Инкомбанк», «Альфа-банк», а также Минэкономики и Москомимущество.

Чтобы бизнес-план дошел через всех проверяющие звенья организации инвестора до ответственных лиц, принимающих решения, очень важно, чтобы он был написан компетентно и профессионально с первого раза, иначе концепция бизнес-плана, содержащая действительно ценные идеи, может попасть в корзину, не пройдя по формальным признакам.

Бизнес-план российского машиностроительного предприятия, фото 6

Опыт показывает, что, владея необходимой методологией, практически любое российское предприятие независимо от размеров и формы собственности может разработать грамотный бизнес-план. В процессе работы над ним полезно обратиться также к помощи сторонних организаций – исследовательских, консультационных, аудиторских фирм, специализирующихся в области маркетинга, аудита, консалтинга, бизнес-планирования. Такое сотрудничество не только позволяет подготовить безупречный бизнес-план, но и способствует повышению общего имиджа фирмы в случае умелой рекламы проекта.

Например, челябинская компания «Гипро»: свой бизнес-план она разработала совместно с консультационно-исследовательской фирмой «ЭКОТРАНС» и смогла привлечь к себе внимание отечественных и зарубежных инвесторов, выдвинув его на конкурсы инвестиционных проектов Минэкономики РФ и Нижегородской ярмарки, где удостоилась специальных премий.

Бизнес-план российского машиностроительного предприятия, фото 7

Как показывает практика, наиболее слабые места бизнес-планов, разрабатываемых российскими предприятиями – план маркетинга и финансовый план. Именно здесь наиболее полезна помощь независимых консультантов.

И последнее. Активизация работы российских предприятий в области бизнес-планирования привлекло к себе внимание зарубежных мошенников. За соответствующую (и немалую) плату они готовы «доработать» бизнес-план российского предприятия (в соответствии с международными требованиями) и найти для них зарубежных инвесторов. Не попадитесь на эту удочку.

Алексей Малонов

----------

Подборки :: Банки • Бизнес • Бюджет • Деньги • Инвестиции • Советы • Финансы • Экономика