Записки
papers

«Экономия (греч.) – бережливость в хозяйстве»
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Что такое, по существу, газета? Оборудование, здания, мебель? Безусловно, нет. Может быть, творческий коллектив журналистов? Они всего лишь наемные работники, то есть тоже не СМИ. Остаётся только марка (товарный знак) – вот чем является СМИ. Все можно поменять – сотрудников, помещение, типографию. Но если поменять товарный знак, то это уже становится другим СМИ. Согласно закону о СМИ, печатные издания должны быть зарегистрированы в Минпечати. Регистрируя свое название в этом официальном органе, владельцы СМИ зачастую считают себя застрахованными от проблем с названиями.

Однако…

Редакция газеты «Экономическая газета» отстаивала свое право на название в связи с претензией владельца товарного знака – «тезки» дважды во всех инстанциях Арбитражного суда. Решением Арбитражного суда иск о запрете газете называться «Экономической газетой», был удовлетворен, Апелляционная инстанция оставила в силе это решение, на кассационной стадии судебные акты обеих инстанций были отменены как недостаточно обоснованные. При новом рассмотрении на первой инстанции Арбитража газета «Экономическая газета» добилась аннулирования в Роспатенте товарного знака №122050 «Экономическая газета».

Интересно, что основанием для аннулирования послужило отсутствие различительной способности этого обозначения. То есть газета «Экономическая газета» смогла убедить Роспатент, что её название не обладает качествами, необходимыми для индивидуализации СМИ.

После того, как товарный знак «Экономическая газета» для печатных изданий перестал существовать, иск был оставлен без рассмотрения. Газета отстояла свое право, а заодно и право любого печатного издания, называться «Экономической газетой».

Нешуточная борьба за название «Экономическая газета»


Итак, с одной стороны, своим решением суд определил, что «Регистрация СМИ в реестре Минпечати РФ не представляет исключительных прав на использование названия СМИ или словосочетания, которое в нем употребляется. Только регистрация обозначения (названия газеты) в качестве товарного знака предоставляет его владельцу защиту своих прав от незаконного использования этого обозначения третьими лицами. Регистрация СМИ в реестре средств массовой информации такой защиты не предоставляет».

С другой стороны, «Экономическая газета», создав прецедент того, что это название не может индивидуализировать какую-либо газету, освободила дорогу всем желающим назвать свою газету наименованием, которое уже стало известным. Можно ожидать в скором времени появления СМИ с названиями, такими как «Главная экономическая газета» или «Новая экономическая газета». Ведь если нет товарного знака, то и нет запрета на его использование.

При чем же здесь экономия? А при том, что «бережливость» при регистрации товарного знака при организации издания зачастую приводит в последствии к серьезным потерям в «хозяйстве» СМИ.

----------

Подборки :: Безопасность • Брендинг • Деньги • Забавности • История • Пресса