Записки
papers

По словам представителя одного из крупнейших кадровых агентств, не существует сколько-нибудь представительной статистики о положении дел на рынке рабочей силы сегодня. Агентства проводят закрытые для посторонних глаз исследования на тех узких рынках, на которых работают, и, хотя они убеждены в дальнейшем развитии российского рынка труда, их прогнозы носят скорее предположительный характер.

Западные прогнозы по рынку труда, опирающиеся на открытые исследования специализированных агентств, выглядят крайне пессимистично. Согласно этим исследованиям, в последние месяцы рекламная деятельность в области найма пришла в упадок во всех регионах США. По словам Кена Гольдштейна, экономиста Conference Board, – «современный упадок рынка труда обусловлен замедлением экономического роста. Ведущие экономические показатели Conference Board начали фиксировать экономический спад с июня 2002 года. Ситуация на рынке труда не улучшится, пока не возобновится экономический рост».

Обзор Manpower первого квартала 2003 года несколько более оптимистичен. «Сохраняется высокий уровень неопределенности среди работодателей, который нашел отражение в результатах обзора за этот квартал» – отметил Джеффри А. Джоррес, председатель совета директоров и генеральный директор Manpower.

Только 20% из почти 16 тыс опрошенных Manpower работодателей заявили, что они предполагают предоставить работу большему количеству людей в первом квартале 2003 года. В четвертом квартале прошлого года подобные намерения высказывали 24% опрошенных работодателей. Сокращение штатов планирует 12% работодателей, в то время как в прошлом году желающих увольнять сотрудников было 9% от общего числа опрошенных. 62% компаний намеревается сохранить текущий штат служащих, 6% еще не определились.

Позитивно то, что, если не учитывать сезонные колебания данных, перспективы роста занятости несколько выше, чем за прошедшие два квартала...

Вместе с тем, другой обзор – CollegeGrad.com – показывает, что суммарный темп найма рабочей силы увеличился в 2003 на 4%. Однако большинство главных работодателей выразили недвусмысленное беспокойство по поводу текущего состояния экономики. Брайан Крюгер, президент CollegeGrad.com. отметил: «Чаще всего именно мелкие и средние компании, выходя из кризиса, объявляют о найме на работу, и это является очень хорошим показателем роста».

Кого выбирает российский работодатель, фото 1

Некоторые из небольших компаний более оптимистично относятся к найму новых сотрудников в условиях падения рынка. Подобные мелкие компании могут иметь настолько прогрессивный бизнес-план, что имеют возможность успешно вести бизнес, несмотря на общий экономический кризис. Компания может найти свою нишу в быстро развивающемся секторе, которая обеспечит ей процветание вопреки общему спаду. Небольшие компании редко имеют избыток сотрудников, в отличие от крупных компаний, которые проводили набор персонала в период экономического роста и расширения производства. Это обстоятельство помогает небольшим компаниям динамично реагировать на меняющуюся рыночную конъюнктуру.

В дополнение к сказанному, небольшие компании обращают внимание на те отрасли производства, в которых ожидается рост. Обзор публикаций Manpower показывает, что ожидается сохранение объемов производства товаров и услуг длительного и повседневного спроса, а сдержанный рост ожидается как в оптовой торговле, так и в ритейле.

Обзор Collegegrad.com говорит о том, что мощный спрос на рабочую силу характерен для оборонной промышленности, здравоохранения и правительственных служб. Для консалтинговых компаний, в которых наблюдался драматический спад в 2000-2002, прогнозируется год от года увеличивающийся спрос на рабочую силу, который в 2003 году предположительно составит 15%.

Ирина Соловьева, директор по маркетингу агентства «Контакт», признает очевидным, что на западном рынке труда сегодня наблюдается стагнация практически во всех отраслях, за исключением рынка временного персонала и персонала низшего уровня: клерков, секретарей и т.д. В России же есть потребность практически в любом персонале, в любой специализации. «Мы еще далеки от насыщения рынка, по разным оценкам, российский рынок рекрутмента растет на 30% ежегодно. В некоторых сегментах, например, в IT-индустрии, согласно нашим исследованиям, за последний год рост рынка был просто драматическим», – говорит Соловьева.

По опыту агентства «Контакт», сейчас наиболее востребованы все те специалисты, которые работают в области продаж или обслуживания клиентов: «Наши клиенты испытывают желание брать одного сейлза за другим. Огромен спрос на сейлз-менеджеров с небольшим опытом работы. Отчасти это объясняется тем, что среди такого персонала – самая большая текучка, но так или иначе, можно констатировать постоянный рост рынка. Мы постоянно проводим мониторинг уровня зарплат в разных отраслях, и можно однозначно сказать, что за последнее время существенно выросли зарплаты на рекламном рынке, что связано с общим большим приростом этого рынка». За год увеличение зарплат составило около 20-25%, что ведет и к пропорциональному росту гонорара кадровых агентств.

Кого выбирает российский работодатель, фото 2

Сейчас у организаций есть широкие возможности по самостоятельному подбору сотрудников, но они все чаще обращаются к компаниям, оказывающим профессиональные услуги на рынке труда. Российскому бизнесу все больше нужна профессиональная оценка персонала. Следовательно, развиваются сервисы, связанные с оценкой, особенно когда речь идет о поиске руководителей высокого уровня и «дорогих» специалистов.

Вместе с тем, как замечает Ирина Соловьева, в России растет культура взаимоотношений работодателя и работника: «Что бы ни говорили по поводу нового трудового кодекса, он адекватнее определяет взаимоотношения работодателя и работника. Происходит серьезная перестройка в сознании собственников и руководителей, они все выше оценивают важность человеческого фактора в успехе компании на рынке. И еще: стороны стали ощущать взаимную ответственность. Ведь отстаивать права все уже научились, теперь надо научиться брать ответственность друг за друга».

По словам Валентины Тушовой, гендиректора консалтингового агентства «Интерком-Персонал», общая динамика на рынке труда по вакансиям «бухгалтер» и «финансист» снизилась по сравнению с сентябрем-октябрем 2002 года, когда вернувшиеся из летних отпусков полные энтузиазма люди либо приступали к своей работе, либо начинали поиск вакантных позиций с более выгодными условиями. Всплеск количества резюме, присылаемых финансовыми директорами, менеджерами и аналитиками (специалисты высокого уровня с заработной платой от $3000-4000), стал традиционным для осени. В этот период происходит пополнение базы данных, что, несомненно, благоприятно сказывается на работе кадровых агентств. Спрос же на данные позиции, как и осенью, так и зимой, превышает предложения от работодателей. «В ближайшем будущем ситуация вряд ли изменится коренным образом, так как в целом востребованность финансовых специалистов на рынке труда стабильна», – полагает Тушова.

По опыту «Интерком-Персонала», прошлой осенью 60% портфеля заказов компании составляли вакансии на позиции бухгалтеров и аудиторов. В сфере производства (в частности, машиностроение) наблюдался определенный дефицит в бухгалтерах на различные участки (500-700 у.е./мес.) и главных бухгалтерах (1000-1500 у.е./мес.). При этом требования, предъявляемые к последним, касались не только профессиональных навыков, но и управленческого потенциала, коммуникативных навыков. Например, руководители компаний по производству мебели настаивали на поиске специалиста с аттестатом профессионального бухгалтера и хорошим опытом работы.

Кого выбирает российский работодатель, фото 3


Начало 2003 года в кадровых агентствах характеризуется повышенным спросом на специалистов в области продаж: ищут опытных коммерческих директоров и начальников отделов продаж — это самые популярные вакансии в нашем агентстве на сегодняшний день. Отсюда видно, что некоторые торговые и торгово-производственные компании бурно развиваются, активно выходят в регионы и создают торговые сети в Москве.

В страховании сейчас наиболее востребованы специалисты в области развития бизнеса, продаж и регионального развития, работы с корпоративными клиентами. Страховщики, которые активно развиваются, нуждаются в привлечении грамотных профессионалов, способных выстраивать отношения как с юридическими, так и с физическими лицами - розничными клиентами.

Подъем наблюдается и на рынке недвижимости и строительства, во всяком случае, это характерно для московского рынка. В Москве растут цены и качество коммерческой недвижимости, что привлекает серьезных инвесторов и профессиональных менеджеров, которые обслуживают инвестиции. Но даже профессионалы не могут эффективно реализовывать инвестпроекты без людей, хорошо знающих строительный рынок Москвы. Здесь важны связи, умение найти общий язык с властями и т.д.

Рынок профессиональных юридических услуг характеризуется тем, что на нем не существует жесткой иерархии управленцев. Здесь всегда необходимы яркие профессиональные юристы, блестящие практики, лидеры, способные вести команду к поставленной цели. В то же время, многие компании, которые еще лет пять назад не были готовы платить за юридические услуги и не понимали, зачем это нужно, осознали потребность в юридической защите своих интересов. Растет их бизнес и капитализация, появляется все больше точек соприкосновения со внешним миром, который, как правило, агрессивно настроен к конкуренту. Следовательно, необходимо обеспечение юридического сопровождения взаимоотношений с контрагентами, партнерами и государством. Внешнеэкономическая деятельность также всегда нуждается в юристах. Все эти факторы ведут к росту рынка юридических услуг и повышению спроса на специалистов.

Кого выбирает российский работодатель, фото 4

Разумеется, все профессионалы делятся по функциональному признаку. Скажем, HR-менеджер может работать в нефтянке без специальных знаний в этой отрасли. Важно, чтобы он имел опыт работы в крупных вертикально интегрированных компаниях. То же самое можно сказать о специалистах в области финансов, маркетинга и так далее. Конечно, в идеале профессиональному маркетологу, идущему в нефтянку, необходимо знать, как проходит строительство региональных сбытовых сетей, строительство розничных сетей нефтезаправочных станций. Но необходимо делить операционное и производственное руководство, в каждом из которых достаточно быть специалистом в своей области. Это утверждение относится и к специалистам, которые обслуживают ведение бизнеса: финансистам, кадровикам. Здесь необходимо быть профессиональным функционером, а не нефтяником, строителем, страховщиком и т.д.

Постепенно Россия включается в международный рынок найма руководителей. Это происходит во многом благодаря мультинациональным организациям, особенно в области производства и продажи товаров народного потребления (FMCG). Поскольку в таких компаниях присутствует системный подход к обучению профессионалов, то руководитель, который управляет бизнесом международной компании в России, обладает достаточным потенциалом, чтобы занять аналогичный пост в любой стране. По словам ведущего эксперта Ward Howell Александра Беленького, – «успешный системный специалист из конкурентоспособной организации, которая строит свой бизнес в России прозрачным и понятным, способен работать на основе тех же принципов в других регионах мира. На Западе к российским менеджерам сложилось серьезное отношение, и в рамках международных корпораций они свободно перемещаются из страны в страну. Важно, что российский менеджмент обладает высокой мобильностью и готовностью работать за границей. Для него важно в первую очередь то, чтобы поставленная перед ним задача была интересной, а не то, где именно она должна осуществляться».

На международном рынке труда активно развивающиеся российские организации ведут себя достаточно агрессивно. Сложившийся на Западе структурированный рынок предлагает ровный уровень зарплат согласно обязанностям работника. Успешные менеджеры, переходящие из западных компаний, в которых четко выстроена система компенсаций, в компании российские, где этой четкости нет, получают более высокие зарплаты. Таким образом, Россия в известной степени смешивает карты западным игрокам рынка труда, перекупая успешных профессионалов.

Кого выбирает российский работодатель, фото 5

С одной стороны, в России растет уровень подготовки специалистов, что обостряет конкуренцию между ними. С другой стороны, растет и общий уровень доходов менеджмента высокой категории. Александр Беленький считает, что «раньше менеджеры из западных компаний побаивались работать у нас, видя нестабильность и отсутствие четкой стратегии развития наших компаний. Но сейчас российские и западные организации становятся все более близкими по привлекательности для таких специалистов. Акционеры, нанимающие профессионалов из системных компаний, теперь предлагают более четкую стратегию, более высокую компенсацию, и самое главное – более амбициозные задачи. Что, собственно, и мотивирует по-настоящему успешного менеджера перейти в российскую компанию».

Западному профессионалу по определению необходимо платить больше, чем отечественному, поскольку неизбежно возникают вопросы переезда, оплаты жилья, специальных страховок. Кроме того, российский менталитет воспринимает как должное, что иностранец заслуживает наилучшего отношения с точки зрения оплаты его труда и так далее. Но с точки зрения профессионализма русские и иностранные менеджеры ставятся потенциальным работодателем в один ряд, разумеется, при условии их примерно одинакового опыта. Практически невозможна ситуация, когда при прочих равных условиях российскому менеджеру предпочтут западного. Конечно, западный профессионал может обладать дополнительной ценностью за счет опыта работы на Западе, это, например, играет большую роль в юриспруденции.

Важной особенностью является то, что на российских предприятиях внедряется системный подход в управлении, планировании, без которого невозможно представить работу западных мультинациональных компаний. В то же время, в России чрезвычайно важны интуиция, предприимчивость профессионала и коммерсанта, его способность «чувствовать рынок».

Кого выбирает российский работодатель, фото 6

По мнению Александра Беленького, – «для иностранцев важнее всего просчитывать все детали, в том числе – найм менеджера. Когда человек приходит из западной компании, где все просчитано и ответственность распределена между штаб-квартирой и региональным офисом, и оказывается в штаб-квартире российской организации, его ожидает ситуация, в которой ответственность можно поделить только с топ-менеджерами компании, здесь и сейчас. В российской штаб-квартире ты находишься в самой непосредственной близости к владельцам и управляющим, которые и принимают стратегические решения, от которых зависит успех или неуспех всего бизнеса». Риски и ответственность по сравнению с западными компаниями увеличиваются, что делает задачу топ-мененджера более сложной, но одновременно – более интересной.

Таким образом, рынок труда менеджеров и профессионалов в России имеет хорошие перспективы, в том числе – по сравнению с Западом. Российский менеджмент на равных конкурирует с иностранцами, а российские работодатели перехватывают специалистов у заграничных конкурентов. И главное – все более выравниваются требования к российским и западным работодателям, Россия становится полноправным игроком на международном рынке труда, способным привлечь таланты не только изнутри, но и извне.

Фёдор Богдановский

----------

Подборки :: Аналитика • Карьера • Образование • Экономика