Записки
papers

Значительное эфирное время многих телеканалов выделяется для рекламных целей. Кроме основного своего назначения – информации о товарах и услугах с целью их реализации, реклама играет важную роль в формировании социально-нравственных ценностей общества в целом, и в первую очередь детей и подростков. В старшем подростковом возрасте идет активный процесс формирования и развития мировоззрения, т.е. это начальный период становления социальных, политических, религиозных, культурных, экономических и других позиций человека.

Цель данного исследования – выявить взаимосвязь ценностных ориентаций подростков с их отношением к телевизионной рекламе

Гипотезы данного исследования:

  1. Существует взаимосвязь ценностных ориентаций подростков с их отношением к телевизионной рекламе.
  2. Половые различия влияют на характер взаимосвязи ценностных ориентаций подростков с их отношением к телевизионной рекламе.

Объект исследования – школьники двух 9-х классов школы №228 Санкт-Петербурга. Всего обследовано 46 человек: 21 мальчик и 25 девочек. Исследование носило группой характер и проводилось поочередно в 2-х классах. В соответствии с поставленными задачами исследования были разработаны методики, которые позволили выявить: ценностные ориентации подростков; отношение к телевизионной рекламе подростков.

Процесс разработки методики на выявление ценностных ориентаций подростков состоял из 2-х этапов. Испытуемым предлагалось в течение 5 минут ответить письменно на следующий вопрос: «Что вы цените в жизни?». Данные были подвергнуты контент-анализу. Полученные ценности легли в основу данной методики. Процедура проведения методики: испытуемым предлагалось проранжировать предлагаемые 16 ценностей.

Разработка методики на выявление отношения к телевизионной рекламе подростков также выполнялась в 2 этапа. Сперва испытуемым предлагалось закончить ряд начатых предложений, после чего данные были подвергнуты контент-анализу. Полученные утверждения легли в основу данной методики. Процедура проведения методики: испытуемым предлагалось произвести оценку согласия – несогласия каждого утверждения по 10-ти бальной шкале.

Отношение подростков к телевизионной рекламе, фото 1

Полученные данные были подвергнуты статистической обработке (корреляционный анализ), для чего была использована компьютерная программа FLEUR. Данное исследование позволило проверить гипотезы, выдвинутые при разработке его программы.

Были выделены три основные взаимосвязи ценностных ориентаций с отношением к телевизионной рекламе, а именно:

  1. Ценность высокого положения на работе и в обществе может свидетельствовать о позитивном отношении к рекламе с ориентацией на ее эстетическое восприятие.
  2. Ориентация на честность может свидетельствовать о неприятии телевизионной рекламы подростками как таковой, так и ее навязчивого характера.
  3. Ценности межличностного общения, такие как: дружба, счастье других людей, семейное счастье, родители и родные могут свидетельствовать о представлении телевизионной рекламы для подростков как неважном факторе в их жизни и выраженном стремлении у них избегать ее влияния.

Были выделены три основные различия в характере взаимосвязей ценностных ориентаций у мальчиков и девочек с их отношением к телевизионной рекламе, а именно:

  1. Среди подростков, высоко ценящих здоровье, у мальчиков выявилось более лояльное отношение к телевизионной рекламе.
  2. Среди подростков, высоко ценящих семейное счастье, у девочек выявилось более нейтральное отношение к телевизионной рекламе.
  3. Среди подростков, высоко ценящих интересную работу, у девочек выявилось и отчетливо проявляется позитивное отношение к телевизионной рекламе с прагматической направленностью, в то время как у мальчиков отмечается негативное отношение к телевизионной рекламе.

В целом половые различия слабо выражены, так как были получены взаимосвязи ценностных ориентаций подростков с их отношением к телевизионной рекламе, которые выявили некоторое сходство между мальчиками и девочками.

Инесса Колчеданцева