Записки
papers

Ещё до того, как разразился кризис, многие работодатели успели махнуть рукой на свежеиспеченных выпускников престижных вузов: те смотрели на мир через розовые очки и смешили специалистов по персоналу чересчур завышенными требованиями. Но последние опросы студентов показали, что кризис постепенно возвращает их на землю: многие уже готовы довольствоваться малым и завоевывать право на высокую зарплату и престижную работу.

Похудевший рынок труда разбил в пух и прах мечты студентов, планировавших получать больше $1000 уже после первого года работы. Комитет AIESEC (Международная ассоциация студентов, изучающих экономику и управление) Московского Авиационного института и рекламное агентство Adventa/APL весной и осенью 1998 г. произвели опросы учащихся десятка крупных московских вузов (МГУ, ГАУ, МАИ, Высшая школа экономики и т.д.) и выяснили, как изменились их представления о возможном месте работы.

Весной 1998 г. студенты хотели получать начальную зарплату в размере $458 и надеялись на увеличение ее спустя год до $1019. Как заметили организаторы исследования, сейчас в среде студенчества произошел раскол: с одной стороны, выделилась часть «реалистов», полагающих, что их зарплата будет менее $301 в месяц (они составили 39,1% от опрошенных), с другой – появились студенты с наполеоновскими планами, мечтающие подняться на волне кризиса и всерьез подумывающие о том, чтобы сходу занять места сокращенных высокооплачиваемых сотрудников. «Наполеонов» (они хотят получать больше $701) оказалось довольно много – 17,4%. Самая маленькая группа студентов (8,7%) планирует получать в первый год работы от $501 до $700, все остальные (34,8%) ожидают зарплату от $301 до $500.

Суровое кризисное время заставило студентов забыть о таких «романтических» требованиях, как возможность самостоятельно принимать решения, творческий аспект в работе, полезность работы для общества и престижность компании. Как показало исследование, теперь для студента первые места по важности заняли возможность работать по специальности, высокая зарплата и социальная защищенность, по-прежнему для него имеют значение карьерный и профессиональный рост.

«Реалистов» студентов больше, чем «Наполеонов», фото 1

Специалисты утверждают, что сейчас шансы получить работу есть лишь у студентов со скромными запросами. Скажем, центр «Перспектива» недавно помог устроиться на секретаря с жалованием $200 (с перспективой до $250) выпускнице хорошего ВУЗа, владеющей двумя языками. В «Перспективе» сейчас есть несколько вакансий бухгалтеров, на которые работодатель готов принять и вчерашних студентов, но зарплата равна 1500-1700 руб. в месяц.

Многие средние и крупные российские фирмы как раз сейчас демонстрируют готовность принимать студентов. Например, в группе компаний «Время» специализирующейся на производстве и продаже лекарств, студенты работают на должности фармацевтов аптек.

Российская компания Cognitive Technologies, разработчик программного обеспечения, тоже будет рада студентам, желающим поработать промоутерами, а также помощниками на выставках и интервьюерами в социологических исследованиях. Более того, старшекурсники могут попробовать свои силы и в разработке программ.


Бывшие патриоты крупных российских компаний переметнулись в стан почитателей западных корпораций: до августа 1998 г. о начале карьеры в иностранной фирме с большим штатом сотрудников мечтало 4,2% студентов, а после – уже 20,3%. Увеличилось число желающих поработать в западных фирмах с небольшим штатом (до августа – 8,4%, после – 12,4%).

Но, увы, большинству этих надежд не суждено сбыться. По словам рекрутеров, западные компании единодушно отвергают студенческие резюме с пробелом в графе «опыт работы».

По-прежнему в фаворе у студентов остаются небольшие динамично развивающиеся российские компании (до кризиса о таком месте работы мечтало 33,3% опрошенных, сейчас – 31,4%). Но сами небольшие компании вряд ли осчастливят работой всех желающих. Например, небольшое российское рекламное агентство Debby летом планировало взять на работу учащихся вузов и даже успело провести с ними собеседования, но кризис спутал все карты и заставил им отказать.

«Реалистов» студентов больше, чем «Наполеонов», фото 2

Студенты все чаще задумываются о сладкой жизни за границей: согласно исследованию AIESEC число желающих работать в Европе или США после начала кризиса возросло на 15%.

Скорее всего большинству студентов и выпускников придется забыть о своих предпочтениях и соглашаться на то, что есть, а рынок предлагает им в два раза меньше вакансий, чем до кризиса, говорят специалисты. К примеру, в банке вакансий Московского центра труда и занятости «Перспектива», специализирующегося на трудоустройстве молодежи, до кризиса было более 9000 предложений, сейчас их осталось 5700. Уменьшилось и предложение столь любимой студентами временной работы. Как сказал Андрей Геронин, начальник информационного отдела «Перспективы», почти исчезли «временные» вакансии интервьюеров в социологических исследованиях. Тем не менее время от времени появляется возможность подработать стендистами на выставках или курьерами...

Юлия Фалькевич

----------

Подборки :: Аналитика • Бизнес • Деньги • Карьера • Кризиc • Образование • Экономика