Записки
papers

Развитие сегмента пакетированного чая продолжается, но уже в экономичной ценовой категории. Продажи «экономичного» чая вновь начинают расти после долгого периода отрицательных показателей. В категории «премиум» продолжает развиваться только сегмент зеленого чая.

Перечисленные тенденции особенно ярко видны на примере 24 крупнейших городов, хотя действительны и для России в целом. Лидерами на рынке чая в 24 городах являются компании Ahmad Tea Ltd, Dilmah, J.V.Gokal, Unilever, ассоциация «Вдохновение», ТД «Гранд», ООО «Фирма «Майский чай», ТД «Никитин и Ко», «Орими Трэйд». По данным на апрель-май 2003 года, вместе они занимают около 70% розничного рынка. С июня 2002 года по май 2003-го рынок чая в 24 городах России вырос на 11% в объемном и на 31% в денежном выражении.

Активно развивались сегменты черного пакетированного, черного ароматизированного и зеленого чая. Доля черного пакетированного чая за год увеличилась по объему и по стоимости продаж более чем на 3%. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что пакетики – один из наиболее перспективных сегментов чайного рынка. Доля черного ароматизированного чая за рассматриваемый период по объему и стоимости продаж увеличилась на 1,2%.

Доля зеленого чая по общему объему продаж выросла на 1,9%, а по стоимости – на 2,6%. Объем продаж зеленого чая за год с июня 2002 года по май 2003-го вырос в полтора раза, в денежном выражении – в два раза. При этом увеличение происходило по большей части за счет пакетированного чая. Пакетики занимают около 1/5 в продажах зёленого чая в физическом выражении, принося 1/3 денежного объема. Нужно отметить, что половина всего объема продаж зеленого чая приходится на Москву и Санкт-Петербург: так, в апреле-мае 2002 года на две столицы приходилось 44% продаж, а через год – уже 50,7%.

Исследование розничных продаж чая в 24 городах России, фото 1

Рост перечисленных сегментов происходит за счет сокращения сегмента фасованного черного чая, доля которого с апреля 2002 года упала на 6% по объему продаж и на 7% – по стоимости. Сегмент фруктового и травяного чая не играет существенной роли в продажах: на него приходится лишь 1,1% по объему и 1,6% по стоимости. Его доля колебалась в течение года с небольшой амплитудой.

В течение последних лет набирает популярность пакетированный чай. Как уже отмечалось, доля пакетиков неуклонно росла и к лету 2003 года составила 22% в общем объеме продаж. Пакетированный чай покупают как в магазинах, так и на открытых рынках. Наиболее дорогие категории пакетированного чая (зеленый, фруктовый и травяной) на апрель-май 2003 года занимали наименьшую долю – 6,6% – в объеме продаж этого типа чая. На долю черного ароматизированного чая в пакетиках приходилось 15,7%, на долю обычного черного – 77,7%.

С начала 2003 года наблюдается сокращение доли пакетированного чая категории «премиум» на 4% в общих продажах чая в пакетиках и рост продаж марок экономичного сегмента – таких, как «Беседа», «Золотая чаша», «Лисма». Этот сегмент к лету 2003 года восстановил свою долю по стоимости продаж до уровня апреля-мая 2002 года – 14,1%. Растут продажи чая средней ценовой категории – Dilmah, Pickwick, «Сэр Кент», «Золотые лепестки», «Корона Российской империи».

Исследование розничных продаж чая в 24 городах России, фото 2


В сегменте фасованного чая растут продажи зеленого и черного ароматизированного. Надо сказать, что увеличивается доля жестяной упаковки, которая используется для более дорогих видов чая. Хотя средняя цена за килограмм фасованного черного ароматизированного чая в полтора-два раза выше цены других «нетрадиционных» видов чая, он имеет наибольшую среди них долю в продажах по стоимости – 6,7% на апрель-май 2003 года.

Доля фруктовых и травяных чаев в продажах по стоимости в апреле-мае 2003 года вернулась на прошлогодний уровень – 7%, хотя в промежутке наблюдался небольшой подъем – в среднем 0,9%. Фруктовый и травяной чай не пользуется большой популярностью у россиян, несмотря на то что его средняя цена сравнима с ценой черного фасованного чая без добавок. В апреле-мае 2003 года на черный чай приходилось 84% продаж фасованного чая по стоимости. Правда, его доля неуклонно снижается в течение двух лет в пользу чёрного ароматизированного и зелёного чая.

Большим спросом пользуется более дорогой листовой чай. Доля его продаж растет, и в апреле-мае 2003 года она составляла 80,7% против 19,3%, приходящихся на гранулированный и смешанный. В аналогичный период прошлого года это соотношение было 77,9 и 22,1%.

Исследование розничных продаж чая в 24 городах России, фото 3

Если рассматривать каналы дистрибьюции чая, то основная часть его продаж в 24 городах приходится на открытые рынки. В апреле-мае 2003 года они занимали 61,5% в объеме продаж, в апреле-мае 2002-го – 64,2%. В продажах на рынках можно усмотреть сезонность: летом доля этого канала дистрибьюции возрастает на 2-3%.

Вторым по значимости каналом являются продуктовые магазины – на них приходится 24% продаж чая, далее идут супермаркеты – 5,8%, мини-маркеты – 3,9%, киоски и павильоны – 2,7% и булочные/кондитерские – 2,1%. Доля продаж чая через киоски и павильоны сократилась с 3,8% в апреле-мае 2002 года до 2,7% в аналогичный период 2003-го в пользу магазинов.

Александра Разова

----------

Подборки :: Аналитика • Еда