Записки
papers

Какой должна быть стратегия этих компаний и какие факторы будут определять будущую стоимость компаний? Следствием правильного ответа станет повышение стоимости компаний!

Российская и мировая химическая промышленность: тенденции и перспективы

Анализ мировых тенденций в химической промышленности показывает, что в настоящий момент российские компании, работающие в химической отрасли, имеют хороший потенциал для развития. Ужесточение экологических норм, высокая стоимость рабочей силы и энергоресурсов в развитых странах, определяет тенденцию переноса производства продуктов базовой химии в страны с более либеральным законодательством и низкой стоимостью ресурсов.

Параллельно идет процесс модернизации уже существующих производств в развитых странах с переходом на более безопасные и эффективные технологии, а также специализация компаний, работающих в развитых странах, на продуктах с высокой добавленной стоимостью. Наличие в России производственных мощностей, низкая стоимость ресурсов, наличие более или менее квалифицированного персонала, а также либеральное экологическое законодательство, создают возможности для развития в России эффективных химических компаний.

Формулирование стратегии химических компаний

Учет страновых аспектов конкуренции на мировом химическом рынке, заставляет ведущие мировые компании корректировать свою стратегию: традиционная для химических компаний стратегия, основанная на эффективном управлении активами и минимизации издержек, постепенно вытесняется стратегией, основанной на эффективном управлении know-how и навыками, которыми обладает компания и эффективным использованием внутреннего потенциала.

Стратегии российских химических компаний, фото 1

Фактором, который определяет такое развитие событий, является усиливающаяся конкуренция со стороны производителей из Юго-Восточной Азии. В течение ближайших 3-5 лет страны Юго-Восточной Азии будут ориентированы на насыщение внутреннего спроса, однако, в дальнейшем станут основными конкурентами, как мировых лидеров, так и российских компаний.

Типовые бизнес-модели химических компаний:

  • Для химической отрасли не характерно развитие небольших компаний. Успешные небольшие компании (до $500-1000 млн) концентрируются на развитии продуктов с высокой добавленной стоимостью. Эффективные компании с оборотом до $1 млрд. часто не имеют собственного производства продуктов базовой химии.
  • Наиболее успешны в настоящий момент компании, производящие продукты с высокой добавленной стоимостью.

Пример (компании, работающие на рынке хлорной химии)

  1. Концентрируясь на развитии хлорпотребляющих производств, компании позиционируют хлорную химию как центр прибыли для группы, что характеризуется:
  • Низкими вложениями в НИОКР, сконцентрированными на повышении операционной эффективности хлорного бизнеса;
  • НИОКР координируется под задачи производств с высокой добавленной стоимостью;
  • Бизнес-единицы выделяются по продуктово-технологическому принципу.
  1. Концентрируясь на развития продуктов с высокой добавленной стоимостью, предприятия рассматриваются хлорный бизнес как полноценное направление развития, что характеризуется:
  • Выделением бизнес-единиц по продуктово-рыночному принципу;
  • Концентрацией на продуктах с высокой добавленной стоимостью;
  • Концентрацией на разработке новых, прорывных технологий.


Возможности и угрозы развития российской химической промышленности

Возможности

  • Значительная емкость российского рынка, динамичное развитие рынка;
  • Хорошие экспортные возможности и возможности импортозамещения;
  • Высокий барьер на вход в отрасль – высокая трудоемкость и длительный период окупаемости проектов;

Угрозы

  • Угроза ужесточения экологического законодательства;
  • Угроза ограничения экспортных поставок на традиционные рынки, например, введение пошлин на экспорт суспензионного ПВХ в Китай;
  • Угроза роста себестоимости производимой продукции: в 1,5 раза за 5 лет;
  • Угроза роста импорта в Россию продуктов хлорной химии;
  • Угроза создания в России производств с высокой добавленной стоимостью европейскими компаниями, например, создание СП Solvay – Каустик (Волгоград);
  • Изношенность основных фондов и значительный объем инвестиций, необходимых для модернизации производства.

Стратегии российских химических компаний, фото 2

Российская химия в поисках успешной стратегии и повышения стоимости

Успех российских компаний на рынке и их стоимость во многом будут определяться тем, какую стратегию они будут реализовывать. Опыт успешных западных компаний показывает, что в основе эффективной стратегии в современных условиях должны лежать следующие базовые принципы:

  • Изменение бизнес-модели;
  • Развитие «венчурных» направлений деятельности;
  • Поиск новых технологий, «создание» рынков;
  • Активное использование внутренних ресурсов, в том числе нематериальных;
  • Более широкое участие в цепочке создания добавленной стоимости.

Фактором, который будет способствовать успешному развитию российских компаний, является интеграция компаний, что позволит более эффективно управлять активами, что, в свою очередь, приведет к сокращению издержек производства. Аналогичный процесс наблюдался в мировой химии на протяжении 80-90х годов. Интеграция позволит сохранить конкурентоспособность компаний в кратко- и среднесрочной перспективе по продуктам базовой химии. Будут созданы предпосылки для развития производств продуктов с высокой добавленной стоимостью, что обеспечит конкурентоспособность российских компаний в долгосрочной перспективе. Развитие продуктов с высокой добавленной стоимостью позволит нивелировать эффект повышения себестоимости производства при росте стоимости ресурсов.

Артём Белов

----------

Подборки :: Аналитика • Бизнес • Инвестиции • Экономика