Записки
papers

Плата за содержание вытесняет рекламу в качестве источника доходов на телевидении, будущее за платным телевидением, считают все эксперты. На главном телерынке планеты – в США им уже пользуются 60% домохозяйств. Платное телевидение привлекает клиентов многообразием каналов и гораздо меньшим давлением рекламы. Сюда уходят лучшие – наиболее образованные и высокодоходные категории населения. Но хоронить бесплатное телевидение рано. По расчетам Zenith Optimedia, доходы от телерекламы в течение будущих десяти лет увеличатся еще на треть. В дальнейшем рост этот замедлится, и доля рекламы в общем ВВП Европы останется неизменной. «Телевидение по-прежнему рассматривается рекламодателями как самое быстрое и самое эффективное средство воздействия на потребителей», – считает Адам Смит, эксперт Zenith Optimedia. Бесплатное телевидение, по его мнению, старается приспособиться к новым правилам – за счет прямых трансляций, патентованных игр, реалити-шоу и сериалов.

Телевидение будет платным или станет пропагандой, фото 1


Правда, подобное взаимодействие может натолкнуться на общественное сопротивление, и тогда, по мнению Адама Смита, публичным каналам придется наладить настоящий бизнес – то есть предоставлять платные услуги. Другими словами, плата за содержание в конечном итоге станет как минимум существенным источником доходов для всех без исключения телетрансляторов.

«В России это произойдет очень нескоро», – уверен Андрей Слепченко, руководитель проектов компании «КОМКОН-Медиа». Потому что с формальной точки зрения, по данным «КОМКОНа», в Москве уже сегодня около трети домохозяйств платит за телевизионное содержание. Правда, почти треть плательщиков об этом просто не подозревает. «Если в ваш счёт на квартплату включена стоимость платы за антенну общего пользования, а на экране телевизора вы можете наблюдать дополнительные программы, – говорит Андрей Слепченко, – значит вы формально являетесь пользователем платного телевидения». Означает ли это, что десять рублей с квартплаты поддерживает многих телепроизводителей? «Нет, конечно, – смеётся Андрей, – чаще всего таких телепроизводителей дотируют муниципальные власти, за что пользуются эфиром».

Телевидение будет платным или станет пропагандой, фото 2

Особенно интересно, что, по оценкам «КОМКОНа», в регионах количество формальных плательщиков гораздо больше, чем в Москве, где сильнее привыкли к «условно бесплатным» продуктам. Но зато у реального платного телевидения есть свои реальные клиенты – их, по оценкам «КОМКОНа», не менее 20% в Москве и 16% – в регионах. «Последние годы показали, что платное телевидение как бизнес прочно встало на ноги», – говорит Слепченко. И прирастать оно, судя по всему, будет за счет кабеля – только 2% российских платных потребителей пользуются тарелками. В регионах их еще меньше – около 1,5%. Сокращается в последние годы и аудитория центральных каналов. Но списывать их еще рановато. Рекламный рынок на подъеме, ставки растут, и это нивелирует потерю качества...

Алексей Тихонов

----------

Подборки :: Аналитика • Политика • Психология • Регионы • Телевидение