Записки
papers

Спрос на машиностроительную продукцию – станки, промышленное оборудование, машины, агрегаты, транспортные средства – остается недостаточным. Основные причины этого – нехватка у предприятий средств на техническое перевооружение и реконструкцию, низкая конкурентоспособность изделий российского машиностроения, а также отсутствие государственной политики поощрения инвестиций. Причем никаких положительных подвижек в машиностроении уже долгое время не происходит.

Рост производства отмечается в основном в тех подотраслях машиностроения, которые продают свою продукцию предприятиям экспортоориентированного сектора экономики – нефтяной, газовой и металлургической промышленности. Согласно данным Госкомстата, производственный индекс в машиностроении и металлообработке по результатам 2002 г. составил 102%. За очень скромным статистическим ростом скрывается стремительное падение производства в ряде важнейших подотраслей. Так, в 2002 г. объемы выпуска доменного и сталеплавильного оборудования снизились в сравнении с 2001 г. на 13%, металлорежущих станков – на 24%, оборудования для цветной металлургии – на 60%, тракторов – на 36,5%, зерноуборочных комбайнов – на 15,7%. Вместе с тем выпуск ПК увеличился на 28%, а автобусов – на 18%.

Отрадно отметить, что производство автобусов в России в 2002 г. превысило 66 500 единиц и стало самым большим за всю историю отечественного автомобилестроения. В то же время в автомобильном сегменте рынка не обошлось и без неприятных сюрпризов. Впервые за последние пять лет произошел спад в производстве легковых автомобилей, который по итогам 2002 г. составил 4%. Общий объем выпуска машин снизился на 30%. В частности, на ОАО «АвтоВАЗ» производство упало на 31,6%, а на ГАЗе легковой конвейер не работал вообще.

Конкурентоспособен – значит успешен

На фоне общего спада в автомобилестроении на ЗАО «Автотор», где осуществляется сборка автомобилей BMW и Kia, выпуск продукции в 2002 г. увеличился на 16%. Этот рост можно считать вполне закономерным, поскольку быстро увеличивается сегмент рынка конкурентоспособных автомобилей известных мировых производителей, собранных в России. Впрочем, генеральный директор «Автотора» Валерий Горбунов сказал, что объемы продаж автомобилей, собираемых в Калининграде, могли бы быть и выше. «Мы рассчитывали на более значительный рост, – говорит Валерий Горбунов. – Однако затянувшееся почти на год решение о повышении ввозных таможенных пошлин на иномарки старше семи лет дестабилизировало рынок, спровоцировало ажиотажный ввоз подержанных автомобилей. Тем самым мы лишились значительной части потенциальных покупателей». В 2003 г. ситуация, по мнению собеседника, нормализовалась, появились обнадеживающие тенденции. Специалисты завода ожидают увеличения производства автомобилей до 10 000 единиц, что означает рост не менее чем на 75% в сравнении с 2002 г.

Упадок российских производительных сил ЛиАЗ, фото 1

Успешные предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию, есть не только в автопроме. Например, на ОАО «Вологодский машиностроительный завод», которое специализируется на производстве автомобильных цистерн для перевозки молока, питьевой и минеральной воды, растительного масла, пива, виноматериалов и других жидких пищевых продуктов, рост производства в 2002 г. составил 30%. Значительную долю своей продукции компания экспортирует. «Мы нашли свою нишу на рынке, – говорит заместитель генерального директора предприятия по маркетингу и сбыту Александр Васильев. – Когда растут грузовые железнодорожные тарифы, стало выгодным использовать автотранспорт. Наши цистерны из нержавеющей стали с надежной термоизоляцией емкостью до 30 куб. м сертифицированы по европейским стандартам и пользуются неизменным успехом на рынке».

На автобусе за высокими темпами

Продолжается уверенный рост объемов производства автобусов. Согласно данным Госкомстата, в 2002 г. их выпуск увеличился в сравнении с 2001 г. почти на 18%. Специалисты объясняют это произошедшими структурными изменениями в автомобильной отрасли. Если в советский период основная ставка была сделана на производство грузовиков, на долю которых приходилось около 40% всех автомобилей, то сегодня рынок внес существенные коррективы в структуру производства. Доля автобусов в общем объеме автопрома увеличилась с 3% в 1988 г. до 5,5% в 2002 г.

Коллеги автомобилестроители говорят об ОАО «Павловский автобус», что завод оказался в нужное время в нужном месте и с нужным товаром и тем самым обеспечил себе коммерческий успех. Действительно, недорогие, надежные, неприхотливые павловские автобусы средней вместимости пользуются заслуженной популярностью во многих российских регионах и странах СНГ. Автобус «ПАЗ» стандартной комплектации стоит порядка 253 000 руб., и его можно приобрести по лизинговой схеме. По словам представителей завода, спрос на них очень высокий. Объемы продаж увеличиваются из месяца в месяц. Если в январе 2003 г. был продан 771 автобус, то в феврале потребителям отгружено 800 машин.

Упадок российских производительных сил ЛиАЗ, фото 2


Генеральный директор ОАО «Павловский автобус» Андрей Васильев сказал, что успеху сопутствует оптимальное соотношение цены и качества. К тому же завод имеет разветвленную дилерскую сеть и торгово-сервисные центры в крупных городах. «Как в прошлом, так и в этом году мы работаем ритмично, – говорит Андрей Васильев. – Суточный темп производства – 46 автобусов. Второй год подряд мы выпускаем более 10 000 машин в год и практически полностью используем производственные мощности».

Даже внутри одной подотрасли производственные результаты различаются довольно значительно. Если на «Павловском автобусе» отмечается стабильный рост, а производственные мощности задействованы практически на 100%, то этого нельзя сказать о других родственных предприятиях. Несмотря на то, что объем производства на ОАО «Ликинский автобус» в 2002 г. увеличился на 1,4%, специалисты предприятия особого восторга по этому поводу не высказывают. Представитель компании пояснил, что стабильные темпы роста, которые наблюдаются на других автобусных заводах и производствах, пока обходят предприятие стороной. «Причина в том, что наиболее ходовой товар на рынке – автобусы малой и средней вместимости – «ПАЗики» и «ГАЗели», – заметил собеседник. – Их приобретают и субъекты Федерации, и муниципальные образования, а главное – коммерческие структуры. Наши автобусы большой и особо большой вместимости построены для мегаполисов и рассчитаны на интенсивный пассажиропоток».

Упадок российских производительных сил ЛиАЗ, фото 3

ОАО «Ликинский автобус» использует менее трети имеющихся производственных мощностей. При двухсменном режиме работы завод способен производить порядка 8 000 машин ежегодно. А в 2002 г. выпущен 1651 автобус. По мнению специалистов завода, отрицательно влияет на производство массированный импорт подержанных автобусов. В беседе представитель администрации завода отметил, что бюджеты российских городов в 2002 г. потратили столько средств на покупку старых импортных автобусов, сколько стоят не менее 4 000 новых российских. В нынешнем году предпосылки для радикального изменения ситуации пока не видны. Портфель заказов на 2003 г. не сформирован, да и перечень возможных покупателей остается прежним.

----------

Подборки :: Аналитика • Бизнес • Кризиc • Оборудование • Регионы • Экономика