Записки
papers

По данным Госкомстата, прирост выпуска в промышленности относительно соответствующего периода прошлого года достиг в январе 4,9% против 3,2% в декабре 2002 г. Однако, с другой стороны, результаты конъюнктурных опросов однозначно указывают на ухудшение рыночной ситуации в большинстве отраслей промышленности.

Согласно опросам руководителей промышленных предприятий, регулярно проводимым Институтом экономики переходного периода (ИЭПП), баланс изменения платежеспособного спроса упал в январе 2003 г. до 22%, что стало худшим значением за весь постдефолтный период. Одновременно в российской промышленности был зафиксирован рекордный удельный вес предприятий, считающих недостаточным объем неденежных продаж. Ситуацию усугубила проходящая на этом фоне административная, по сути, индексация тарифов на услуги естественных монополий. Как свидетельствуют результаты опросов Центра экономической конъюнктуры при правительстве России (ЦЭК), рост цен на сырье, материалы и энергоносители в начале 2003 г. отметил 51% предприятий, тогда как рост цен на готовую продукцию – 26% компаний.

Совпадение по времени конъюнктурного спада и роста затрат привело к серьезному ухудшению финансовой ситуации в промышленности. Результаты опросов указывают, что в январе у 19% предприятий было зафиксировано сокращение обеспеченности собственными финансовыми средствами. При этом, по данным ИЭПП, баланс изменения реальной прибыли упал до 39%, а текущей рентабельности до 68%.

Единственное объяснение достигнутых в этих условиях высоких показателей наращивания производства – «эффект низкой базы». Ведь январь 2002 г., относительно которого зафиксирован достаточно существенный рост, в экономическом плане был одним из худших месяцев года. По данным Госкомстата, прирост производства в тот месяц не превышал 2,2% относительно аналогичного периода 2001 г., тогда как в целом по итогам 2002 г. увеличение выпуска достигло 3,7%. И неслучайно, что рост производства в январе сразу исчезнет, если сравнить его с декабрем: по данным Госкомстата, с учетом исключения влияния фонда рабочего времени, спад относительно последнего месяца 2002 г. достиг в январе 4,5%.

Статистические успехи прячут реальный кризис экономики, фото 1

Впрочем, даже в сравнении с январем прошлого года производственная ситуация в начале 2003 г. выглядит неоднозначно. Для этого достаточно обратиться к отраслевым показателям. По данным Госкомстата, лидером по темпам увеличения выпуска в январе стали экспортные производства. В цветной и черной металлургии прирост производства достиг по итогам месяца 15,1% и 13,0% относительно аналогичного периода прошлого года. В топливной промышленности динамика наращивания выпуска скромнее – 9,4%.

Далее с некоторым отставанием идет электроэнергетика. По данным Госкомстата, производство в январе в этой отрасли увеличилось на 6,0%. Еще ниже показатели в химической и нефтехимической промышленности, промышленности строительных материалов, а также пищевой промышленности. Здесь прирост выпуска составил 4,3%, 3,5% и 3,3% соответственно.

В остальных отраслях в январе зафиксирован спад производства относительно аналогичного периода 2002 г. Минимальным он оказался в легкой промышленности, где выпуск упал, по данным Госкомстата, на 1,9%. В лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности падение производства достигло 2,6%. Максимальное же снижение выпуска зафиксировано по итогам января в машиностроении и металлообработке на 3,2%.

Вывод о значительной неоднородности траекторий развития производства в отдельных отраслях промышленности подтверждает и анализ загрузки мощностей. Согласно данным ЦЭК, интенсивность использования производственной базы в промышленности за январь не изменилась по сравнению с декабрем, сохранив значение в 53%. На этом фоне прирост загрузки мощностей наблюдался лишь в группе экспортных сырьевых производств и отраслей топливно-энергетического сектора. По данным ЦЭК, в начале 2003 г. увеличение использования производственной базы произошло на 2 процентных пункта в черной металлургии (с 69 до 71%), в электроэнергетике (с 66 до 68%), а также химической и нефтехимической промышленности (с 58 до 60%). В топливной и лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности положительная динамика ниже (1 процентный пункт). Загрузка производственных мощностей увеличилась здесь за месяц с 79 до 80% и с 68 до 69% соответственно.

Статистические успехи прячут реальный кризис экономики, фото 2


Единственной отраслью со стабильным использованием производственной базы в январе стало машиностроение и металлообработка, где показатель загрузки остался равным 45%. В остальных отраслях наблюдался спад в интенсивности использования производственных мощностей. В пищевой промышленности она снизилась с 49 до 48%, в легкой промышленности – с 47 до 45%, в цветной металлургии – с 70 до 67%. Максимальное падение использования производственной базы зафиксировано в промышленности строительных материалов, где загрузка в январе 2003 г. снизилась на 4 процентных пункта (с 47 до 43%).

При такой высокой неоднородности изменений производственных показателей в отраслях промышленности особый интерес представляет анализ конкретных рыночных стратегий, выбранных в начале года различными группами производств.

В цветной металлургии, лидирующей по темпам роста производства, рыночная ситуация в начале 2003 г. оказалась в значительной мере под влиянием снижения спроса на основные виды продукции. Как свидетельствуют результаты опросов ЦЭК, его баланс упал здесь за месяц на 17 процентных пунктов. В этих условиях предприятия отрасли выбрали модель сдерживания роста цен при одновременной оптимизации затрат. По данным Госкомстата, отпускные цены в цветной металлургии выросли в январе 2003 г. на 1,4%. При этом, согласно результатам конъюнктурных опросов ИЭПП, в отрасли максимальная по промышленности доля предприятий, где в ближайшие месяцы будут реализовываться планы сокращения занятости.

В черной металлургии, также характеризовавшейся в начале года значительной динамикой наращивания выпуска, рыночная ситуация несколько иная. Результаты опросов руководителей предприятий, проведенных ЦЭК, свидетельствуют о благоприятной динамике спроса на продукцию отрасли. Учитывая рост затрат, большинство компаний черной металлургии воспользовалось рыночной ситуацией для повышения цен. По данным Госкомстата, инфляция в отрасли достигла по итогам января 2,1%. При этом конъюнктурные опросы указывают на сохранение в черной металлургии планов дальнейшего наращивания отпускных цен.

Статистические успехи прячут реальный кризис экономики, фото 3

Ещё в одной отрасли экспортно-сырьевого сектора – химической и нефтехимической промышленности – основной упор в рыночной политике начала года был сделан на сбалансирование динамики цен и структуры платежей от потребителей. По данным Госкомстата, инфляция здесь составила по итогам месяца всего 1,2%. Однако при этом были значительно ужесточены условия оплаты поставленной продукции. И это, согласно результатам конъюнктурных опросов ИЭПП, привело к значительному снижению доли бартера в структуре расчетов. Впрочем, уже в ближайшие месяцы рыночная ситуация в химической и нефтехимической промышленности может измениться. Учитывая приближение сезонного всплеска спроса на продукцию со стороны сельского хозяйства, предприятия отрасли ожидают рост платежеспособного спроса и, как следствие, планируют перейти к более агрессивной ценовой политике.

Наталья Райская, Яков Сергиенко и Александр Френкель

----------

Подборки :: Аналитика • Кризиc • Политика • Экономика