Между Евросоюзом и Чехией месяц назад подписано соглашение о защите географических указаний «Будеёвицкое пиво» (Budejovicke pivo) и «Ческе-Будеёвицкое пиво» (Ceskobudejovicke pivo). «Для чешских пивоваров это соглашение означает завершение усилий, предпринимавшихся в течение пяти лет для защиты своего бренда в Европе, – говорит Иржи Бочек, генеральный директор Budejovicky Budvar (Budweiser Budvar). – Являясь составной частью договора о вхождении Чехии в Евросоюз, соглашение о защите наименований Budejovicke pivo и Ceskobudejovicke pivo как географических наименований будет действовать во всех 25 странах – членах Евросоюза, независимо от того, зарегистрировала ли в них американская компания свои товарные знаки Budweiser и Bud». Более того, представители Budejovicky Budvar считают, что решение Евросоюза если не положит конец судебным процессам о правах на товарный знак Budweiser между чешскими и американскими производителями пива, то уж точно сможет усилить их аргументы в суде.
Собственно, тяжба за Budweiser ведется уже больше 100 лет. Идея производить в США популярное в среде немцев-эмигрантов пиво Budweiser воплотилась в жизнь в 1875 г., когда пивоварня Anheuser Busch выпустила на местный рынок первую партию «Американского Будвайзера». А, пожалуй, самая длинная в истории человечества судебная тяжба по поводу интеллектуальной собственности началась спустя 36 лет. В 1911 г. на американский рынок решили выйти чешские пивовары со своим «Будвайзером». Но тогда было достигнуто первое соглашение: в обмен на финансовую компенсацию пивовары из Будеёвице разрешили Anheuser Busch использовать товарный знак Budweiser за пределами Европы. Как результат – на рынках неевропейских стран одновременно появилось и чешское, и американское пиво под названием «Будвайзер».
К новой вспышке споров вокруг Bud-weiser привела регистрация товарного знака с очень длинным наименованием – Imported Original Bohemian Budweiser Beer from Budweis City («Импортное оригинальное богемское пиво «Будвайзер» из города Будвайз»), которую чехи получили в США в конце 30-х гг. Правда, тогда появилось еще одно соглашение, по которому чешские пивовары обязались не использовать названия «Будвайзер» и «Будвайз» в государствах Американского континента к северу от Панамы.
А в 1990 г., когда Anheuser Busch выступила с предложением об участии в приватизации завода «Будвайзер Будвар», между двумя компаниями было подписано соглашение о моратории на судебные разбирательства вокруг Budweiser. Но в 1996 г. Министерство сельского хозяйства Чешской Республики приняло решение вообще отказаться от идеи приватизации пивоварни.
В очередной раз интересы американских и чешских пивоваров пересеклись на территории Великобритании в 2000 г. Британская Фемида решила, что обе стороны обладают правами на свои товарные знаки, несмотря на опасность смешения их в восприятии потребителей: товарный знак Budweiser был оставлен за обеими сторонами. Аргументировался подобный компромисс следующим образом. В начале борьбы за Budweiser методы ведения бизнеса и перевозки были достаточно ограниченными, и поэтому лишь немногие люди, знакомые либо с пивом из Богемии, либо с напитком с берегов Миссури, могли хорошо представлять себе, какое из них производится за границей, и проявлять, соответственно, интерес именно к нему.
В России спор между американской Anheuser Busch и чешской Budweiser Budvar ведется с конца 80-х гг. Еще год назад крупнейшая в мире американская пивоваренная компания (основные бренды компании – Bud, Bud Light, Budweiser и Busch) не могла продавать свою продукцию в нашей стране. Объяснение простое: в течение 10 лет чешские пивовары настаивали, что слова Bud и Budweiser – наименования пива, происходящие от названия города Ческе-Будеёвице. Эту позицию подтверждала регистрация «наименования места происхождения товара» (или географического указания), в том числе и в отношении слова Bud (это наименование было создано американцами специально для того, чтобы ослабить конкуренцию).
Впрочем, в конце 2001 г. Anheuser Busch удалось не только аннулировать «чешскую» регистрацию наименования места происхождения в отношении слова Bud, но и зарегистрировать свои знаки: словесный знак Bud и этикетку пива. Как сказал Евгений Ариевич, партнер юридической компании Baker & McKenzie, представляющей интересы Anheuser Busch, «решающим аргументом в патентном ведомстве стало то, что в Чехии отсутствует географический объект с наименованием Bud и, следовательно, буквосочетание Bud по определению не может являться наименованием места происхождения». В результате в России продукция как чешских, так и американских пивоваров стала легально соседствовать на прилавках магазинов и барных стойках.
Изменит ли ход судебных процессов соглашение между ЕС и Чехией? В Anheuser Busch, естественно, считают, что нет. «Это соглашение – результат попыток компании Budejovicky Budvar, используя политические средства, получить защиту, которой она не смогла добиться через справедливый и открытый судебный процесс, – заявил Джозеф Барроуз, президент и главный управляющий компании Anheuser Busch International, Inc., – Однако оно не сможет ни остановить, ни предотвратить дальнейшие судебные разбирательства по данному делу». Кроме того, в Anheuser Busch считают, что само пиво не может защищаться в качестве географического указания только на основании местоположения пивоваренного производства. «Качество пива не зависит от географических условий – пиво соответствующего стандарта может быть сварено где угодно, и место его производства не является основополагающим фактором», – считает Джозеф Барроуз. Предъявляя свой главный козырь – происхождение названия пива от названия местности, гендиректор Budweiser Budvar Иржи Бочек говорит: «Мы убеждены, что наименования Budejovicke pivo и Ceskobudejovicke pivo должны быть защищены, поскольку история изготовления этого пива насчитывает свыше 700 лет. Теперь соглашение ЕС дает нам возможность более эффективно защищать продукцию нашей компании от подделок».
Как считают представители Роспатента, с юридической точки зрения географические указания Budejovicke pivo и Cesko-budejovicke pivo не должны мешать Anheuser Busch продавать свою продукцию во всех странах ЕС, если, конечно, в этих странах у чешских пивоваров нет более давних прав на Bud или Budweiser, зарегистрированных в качестве географических указаний, либо товарных знаков. А если учитывать, что недавнее соглашение Евросоюза никак не касается этих спорных наименований, то с высокой степенью вероятности можно предположить, что в столетней истории борьбы за пивной бренд точку ставить рано.
Сегодня в судах различных стран на рассмотрении находятся около 40 дел о правах на товарный знак Budweiser, еще около 45 дел рассматриваются государственными патентными органами. Американской корпорации Anheuser Busch принадлежат права на товарные знаки Bud и Budweiser почти в 80 странах мира. Правда, в последние годы чешской компании Budweiser Budvar удалось добиться признания права на использование исторического названия сваренного ими пива в традиционно «пивных» странах: Германии, Австрии, Швейцарии, Португалии, Греции, Литве, Латвии и Болгарии. Впрочем, для российских любителей пива спор между американскими и чешскими пивоварами носит несколько теоретический характер. Во-первых, Россия очень далека от вступления в ЕС, а во-вторых, чешский Budweiser у нас скорее предмет роскоши (от 31 руб. в Auchan до 60 руб. в киосках за бутылку 0,33 л), а американский Bud – пока и вовсе раритет.
Татьяна Самойлова
----------