Специальное исследование, проведенное исследовательской группой интернет-холдинга «Рамблер», позволило прояснить, как изменяются предпочтения пользователей Интернета с возрастом. При этом картина, возникающая при использовании данных из Интернета, хорошо согласуется с данными социологических опросов фонда «Общественное мнение», сделанных по заказу интернет-проекта «Страна.Ру». Удалось обнаружить не только закономерность изменения предпочтений с возрастом, но также и характер интересов по возрастным группам пользователей Всемирной паутины. Причем раздельно для мужчин и женщин.
По возрасту мужчин Рунета можно разделить на три приблизительно равные по численности группы: до 21 года, от 22 до 30 лет, старше 30 лет. Тематические категории Рунета будем выбирать в соответствии с их классификацией в рейтинге Rambler's Top100.
До 21 года мужчин Рунета интересуют прежде всего музыка (MP3) и компьютерные игры. С 22 до 30 лет предпочтения меняются – на первый план выходят автомобили, технологии, безопасность, компьютеры, банки. Традиционно мужскими категориями являются также спорт, программное обеспечение, бизнес, новости компаний, строительство, экспертиза товаров, наука, техника, СМИ, политика, аналитика. «Немужские» категории – театр, кино, различные хобби, отдых и медицина.
Женщины в Рунете несколько моложе мужчин, поэтому на три крупные приблизительно равные группы их делят рубежи в 20 лет и 27 лет. Вот к чему прекрасный пол проявляет особенный интерес при поиске в Интернете:
- До 20 лет: музыка, радио;
- С 21 до 27 лет: наука, кино, образование;
- Начиная с 21 года и старше стабильно высокий интерес у женщин вызывают дети, поиски работы, кулинария, продукты питания (ещё бы – именно женщины покупают продукты в интернет-магазинах и готовят), фармацевтика, медицина, театр, путешествия, искусство.
К «неженским» категориям относятся электроника, спорт, автомобили, связь, программное обеспечение, техника, технологии, компьютеры и безопасность. Интересы, само собой, меняются с возрастом. Мужчины увлечены сайтами MP3 в детском и юношеском возрасте. Затем этот интерес уступает место профессиональным и социальным интересам. Та же тенденция характерна для категорий «музыка», «игры», «юмор», «фото». Мальчики «задерживаются в развитии», оставаясь завсегдатаями развлекательных и музыкальных сайтов несколько дольше девочек.
Интерес к сайтам категории «дети» начинает расти у женщин с 20 лет, достигает пика в 25-34 года и спадает после 45 лет. После 45 лет в круг женских интересов вступают медицина, фармацевтика, товары и услуги, а также – по-прежнему – поиск работы. У мужчин вместо интереса к вопросам воспитания детей присутствует увлечение автомобилями, мобильной связью, электронной коммерцией и недвижимостью.
Интересно проанализировать широту пользовательских интересов в зависимости от возраста и вне зависимости от пола (см. график). Выясняется, что дети и пожилые люди проявляют повышенный интерес к ограниченному числу категорий. У детей это музыка, игры, MP3, радио. У тех, кого в Интернете можно считать старшим поколением, на первом месте идут категории «политика», «СМИ», «история», «законы», «администрация», «природа» (погода). Кроме этого, ни детей, ни стариков мало что интересует.
А вот для возраста, в котором человек завершает образование (21-23 года), характерен самый широкий разброс интересов. Разумеется, это не означает, что всех молодых профессионалов интересует сразу всё. Абстрактный «молодой человек» (этот термин следует понимать как обобщенное название возрастной группы) проявляет в Сети самые разносторонние интересы. Среди важных для молодых людей категорий информации преобладают те, которые так или иначе связаны с профессией, построением семьи, активным отдыхом. При этом, однако, даже выбор профессии в таком возрасте не всегда представляется окончательным. Отсюда – постоянное перераспределение интересов между «работой» и «хобби».
В этом же возрасте, кстати, различия между мужчинами и женщинами начинают проявляться в большей степени. Но остается важное общее качество: у этой возрастной группы еще есть время на то, чтобы интересоваться всем подряд или почти всем. Как видно из графика, этот золотой возраст находится между 21 и 33 годами, вне зависимости от пола.
Сетевые мужчины берут реванш
Известно, что в России больше женщин средних и преклонных лет, чем мужчин. И с возрастом численное превосходство женщин над «сильным» полом растет. Хотя женщин рождается меньше, чем мужчин, в 35 лет их количество сравнивается – на этом возрастном рубеже между полами имеет место численный паритет. В дальнейшем на каждую женщину приходится уже не целый мужчина, а только его статистически усредненная часть. Постепенно дело доходит до следующего показателя: на 1 российскую старушку приходится 0,37 российского старичка.
Но в Рунете всё наоборот. Соотношение «2/3 мужчин и 1/3 женщин», которое часто приводится в различных публикациях, является верным только для молодёжной части сетевой аудитории. На самом деле у юных пользователей (до 20 лет) доля девушек достигает 40%. Среди тех, кому старше 30 лет, доля женщин снижается до 25%. В категории старше 50 – уже до 20%. Так что на каждого пожилого мужчину в российской Сети приходится всего 0,2 женщины.
----------
Подборки :: Аналитика • Интернет • Компьютеры