Записки
papers

Годовой оборот этого рынка с учетом сопутствующих услуг можно оценить примерно в 1,5 млрд. долларов, причем это живые деньги. Сегодня на топливном рынке Москвы существует около 250 фирм. Но только 60 из них объединившиеся в Московскую топливную ассоциацию, контролируют 85-90% поставляемых в столицу нефтепродуктов. Сейчас МТА охватывает около 450 АЗС. За три последних года инвесторы вложили в автозаправочный сектор более 500 млн. долларов...

В Москве в 1999 году должны быть демонтированы 100 контейнерных АЗС, и часть из них будет заменена стационарными комплексами. Оптимальным же количеством автозаправок при нынешней численности автопарка считается 750. При этом стоимость оборудования и строительных конструкций для современного АЗК с 8 местами для заправки доходит до 700 тыс. долларов, а всего комплекса – до 3 млн. долларов. С 1992 по 1996 год город передал в аренду приблизительно 25 фирмам-инвесторам около 140 бензоколонок МПКА. Предполагалось, что после подписания контракта инвестор в течение первых восьми месяцев должен согласовать все свои действия с соответствующими инстанциями, а затем за 18 месяцев полностью переоборудовать заправки. Завершив реконструкцию, инвестор мог выкупить бензоколонки МПКА по остаточной стоимости. Условия соглашения были выполнены только частично. В декабре 1997 года в столице появилась новая топливная структура «Московская топливная компания» (МТК), учрежденная на паритетной основе московским правительством и «Мост-ойлом» (входит в группу «Мост»). Основной производственной базой МТК стали одна из крупнейших в столице Павельцовская нефтебаза и оставшиеся 56 АЗС МПКА.

В Санкт-Петербурге на данный момент насчитывается 170 стационарных и 113 контейнерных ,13 из них в области. За 1998 год в Санкт-Петербурге было построено 20 новых станций и автозаправочных комплексов, 26 прошли серьёзную реконструкцию. В 1999 году планируется полностью отказаться от АЗС контейнерного типа. Предполагается, что они будут разбиты на несколько категорий. Одна из них предусматривает возможность реконструкции станций в стационарные. Около 20 АЗС будут полностью ликвидированы.

Анализ рынка автозаправочных станций Москвы, фото 1

Около 20-25% АЗС города используют морально и физически устаревшее оборудование. В эксплуатации всё еще находятся ТРК «Нара-2», «Нара-6», «Ливны», а также «Нара-22» с механическим отсчетом. Погрешность отпуска топлива на них составляет 0,5%. За последние годы парк ТРК начал обновляться. Вводятся в эксплуатацию колонки с электронным отсчетом: это отечественные «Нара-27», «Нара-28», импортные – «Нестерн» (Финляндия), «Вейн Дрессе» (Швеция), «Джильбарко» (Англия), «Шлюбертер» (Германия), «АДАСТ» (Чехия). Параллельно с рынка исчезли передвижные станции.

Балтийская финансово-промышленная группа является крупнейшей на Северо-Западе компанией по поставке и продаже нефтепродуктов. БФПГ представляет интересы фирмы «Джилбарко» на Северо-Западе России и осуществляет поставки оборудования этой фирмы. В состав Балтийской финансово-промышленной группы входят : ЗАО «Балтийская финансово-промышленной группа», ЗАО «Роснефть-Балтика», ЗАО «Балт-Маркет», ООО «Эко-Бельм», АОЗТ «Балт-Трейд», ЗАО «Мега-Плюс», ООО «Экор», ООО «Стимул», ООО «Россернефть», ООО «Балт-Сельхозтехника», ЗАО «Транс-ЛЕС», ЗАО «Балтика-Дорсервис», ЗАО «Севзап-Ойл» и др. В период с1996 по 1998 год компания построила 20 АЗС и передала их в эксплуатацию дочерним фирмам, годовой объём продаж бензинов и дизельного топлива составил около 200 тыс. тонн.

На основание паспортизации АЗС, Центр гослицензирования разработал критерии оценки состояния автозаправочных станций в Санкт-Петербурге. На основание рейтингового анализа по 83 показателям, таким. как техническое состояние и оснащение, комплексность предоставляемых услуг, соблюдение норм и правил безопасности эксплуатации станций и другим, определена первая двадцатка лучших АЗС. Они принадлежат 11 фирмам – ООО «Несте Санкт-Петербург», ООО «Шелл АЗС», ООО «НТК», ЗАО «Транссервис», ООО «Барель-П», ООО «Русланд», ЗАО «Эгрин Инк», АОЗТ «ТИК Балт-Трейд», ЗАО «Киришиавтосервис», ТОО «Велиор» и ЧП «Горбунцова Д.Ю.».

Из 15 петербургских АЗС, принадлежащих «Несте», 10 построено при участие «Лентека». ЗАО «Лентек» основан российским концерном «Севзапмебель» и финляндским АО «Финн-строй». В настоящее время основным владельцем «Лентека» является концерн YIT Corporation (88% акций).

Анализ рынка автозаправочных станций Москвы, фото 2


ООО «Шелл АЗС» официально открыло в Петербурге две автозаправочные станции – на площади Конституции и на улице Фучека. Строительство станций обошлось компании примерно в 4 млн. долларов США. Их открытие является первым шагом «Шелл АЗС» по реализации проекта строительства 25 фирменных АЗС в течение 2 лет. Оборудования для ТРК с апреля прошлого года компанией «Шелл АЗС» было ввезено на сумму 171 тыс. долларов.

В Ленинградской области сильные позиции имеет «Сургутнефтегаз». Там находится Киришский НПЗ («Кинеф»), который «Сургутнефтегазу» удалось реорганизовать в ООО с небольшой долей мелких пайщиков. «Кинеф» обеспечивает по разным оценкам от 50% до 70% розничного рынка нефтепродуктов Петербурга. Кроме этого, «Сургутнефтегаз» продолжает контролировать деятельность АО «Леннефтепродукт» (сеть АЗС и небольших нефтебаз в Ленобласти) и еще нескольких сбытовых компаний.

Весьма преуспела в создание сети своих автозаправочных станций компания «ЮКОС». В состав «ЮКОСа» входят сбытовые предприятия Центральной России – «Белгороднефтепродукт», «Брянскнефтепродукт», «Орёлнефтепродукт», «Воронежнефтепродукт», «Липецкнефтепродукт», «Тамбовнефтепродукт», «Пензанефтепродукт», «Ульяновскнефтепродукт» и «Самаранефтепродукт», располагающие 180 нефтебазами и более 800 АЗС. Сейчас «ЮКОС» стремится увеличить продажу нефтепродуктов в розничной продаже с 10% до 18%. За счет реконструкции и строительства новых заправок ЮКОС намерен расширить свою долю рынка.

Анализ рынка автозаправочных станций Москвы, фото 3

Тюменская нефтяная компания расширяет рынок сбыта своих нефтепродуктов, выпускаемых на Рязанском НПЗ. Она приобрела в прошлом году контрольный пакет акций сбытового предприятия АО «Карелнефтепродукт», в состав которого входило 20 автозаправочных станций и четыре нефтебазы. В результате этой сделки ТНК увеличила количество своих автозаправок до 400. В январе 1999 года ТНК закупила у «Вест Груп Ресорсес Инк» оборудование для строительства контейнерных АЗС на общую сумму 590 тыс. долларов США. Если сравнивать, то ЗАО «ЛУКойл-Нефтепродукт» в Тюмени за период ноябрь-декабрь 1998 года и январь 1999 года закупил у фирмы «Шлумбергер Электроник Трансаксьон» топливораздаточные колонки СПЕКТРА для использования на открытых АЗС на сумму 247 тыс. долларов США.

В Н.Новгороде около 30% АЗС принадлежат «Нижегороднефтепродукту». Предприятие существует уже 80 лет и имеет 140 АЗС.

В Минске действует около 70 автозаправочных станций (не считая ведомственных), 40 из них принадлежат не государственным структурам. В Белоруссии под вывеской белорусско-российской нефтегазовой компании «Славнефть» работает 10 фирменных автозаправочных станций. Строительством занимается совместное предприятие «Славнефть-Старт». Причем АЗС на шоссе Гродно-Минск – первая автозаправка, которую в Белоруссии компания построила с нуля. АЗС построена в течение 10 месяцев. Стоимость строительства обошлась сравнительно недорого – 380 тысяч долларов США. АЗС рассчитана на обслуживание легковых и грузовых машин. Мощности этой АЗС позволяет ежедневно реализовать 22 тонны дизельного топлива и 5 тонн светлых нефтепродуктов за безналичный и наличный расчет. На АЗС установлены раздаточные колонки производства компании АДАСТ (Чехия). Всего в Белоруссии до конца 2000 года «Славнефть» планирует ввести в эксплуатацию 20 АЗС. Все АЗС строятся с учетом мировых разработок и широким комплексом сервисных услуг.

Скромная модернизация АЗС сегодня обходится около 4-5 млн. рублей. Разброс цен между отечественным и импортным оборудованием составляет 300-400%. Если же речь идёт о строительстве новой станции, то инвестору придётся выложить, как минимум, $450 тыс. Поэтому, несмотря на потерю качества, многие предприятия переходят на отечественное оборудование. Фирмы, которые производят подобное оборудование есть почти в каждом регионе страны.

Анализ рынка автозаправочных станций Москвы, фото 4

Например, строительством автозаправочных станций, производством, монтажом, ремонтом и техническим обслуживанием топливораздаточных колонок в Московской области занимается ЗАО «Спецавтоматика». АО «Автозаправочная техника» предлагает топливораздаточные колонки и передвижные ремонтные мастерские. ТОО «Вега» – монтаж и ремонт автозаправочных станций, топливораздаточных колонок и топливных магистралей. Проектированием автозаправочных станций, автотранспортных предприятий, индивидуальных гаражей, станций техобслуживания, моек, терминалов и т.п. и разработкой нормативов для всего этого в Москве занимается ЗАО «Гипроавтотранс». Концерн «КОНАТЭМ» – изготовление и монтаж стационарных автозаправочных станций. Комплексное строительство стационарных АЗС производит ООО «Партнер АЗС».

В Ленинградской области Сосновоборский машиностроительный завод строит автозаправочные станции. АООТ «Сила» и МП «УИМП» выполняют по желанию заказчика модули из металлоконструкций для АЗС стационарного типа. В Калужской области монтаж контейнерных АЗС производит ЗАО «Феррум» и балабановский завод металлоконструкций «Венталл». Комплексное строительство автозаправочных станций осуществляет ЗАО «Электронные системы». В Орловской области АООТ «Промприбор» предлагает электродвигатели для бензоколонок.

Ростовский опытный завод автозаправочных станций строит АЗС контейнерного типа и предлагает сервисное и техническое обслуживание АЗС всех типов в Ростове-на-Дону. Саратовский электротехнический завод производит автозаправочные колонки в Саратове. В Ярославской области 751 ремонтный завод делает контейнерные автозаправочные станции. В Тверской области бежецкий завод ОАО «Автоспецоборудование» предлагает установки для мойки двигателей, легковых и грузовых автомобилей, автобусов, насосы, гаражные компрессоры и т.п.

Анализ рынка автозаправочных станций Москвы, фото 5

В Нижегородской области ТОО «Автотранссервис» занимается проектированием и производством гаражного оборудования для станций технического обслуживания. ООО «Альбатрос» – монтаж автозаправочных станций. В Пензенской области передвижные и контейнерные автозаправочные станции строит Грабовский завод специализированных автомобилей. Фирма «Лантал» – бензоколонки. ОАО «Пензхиммаш» предлагает оборудование для АЗС. Ремонт и техническое обслуживание бензоколонок – РТП Пензенского района.

В Воронежской области АООТ «Лиски-металлист» предлагает топливозаправочные станции. ЗАО «Приборремонт» занимается ремонтом бензоколонок. В Марий Эл автозаправочные станции строит ПО «Марийский машиностроитель». В Самарской области Машиностроительный завод и АО «Нефма» производят автозаправочные станции контейнерного типа. АЗС и контейнерного, и стационарного типа строит АООТ «Термостепс-МТЛ».

В Краснодарском крае блочно-контейнерные заправочные станции строит авторемонтный завод «Павловский». В Омской области комплектующие агрегаты для топливораздаточных колонок и сами колонки производит Омское машиностроительное КБ и ОАО «Сатурн». В г. Барнауле «Алтайтрансводстрой» и Барнаульский завод металлоконструкций предлагают блочно-контейнерные заправочные станции. АООТ «Экстрим» – АЗС. В Иркутской области «Ангарскнефтепродукт» проектирует, строит и вводит в эксплуатацию АЗС и нефтехранилища.

Анализ рынка автозаправочных станций Москвы, фото 6

В нашей стране за последние годы количество автомобилей увеличилось в десятки раз. Строятся новые дороги, началось строительство скоростных автомагистралей. Объемы перевозок автомобильным транспортом непрерывно растут. Есть надежда, что начнет развиваться автотуризм. При всех этих условиях пока даже разговоров нет о строительстве автозаправочных комплексов европейского класса на российских автодорогах – с барами, закусочными, аптеками, магазинами, мотелями, с ремонтными мастерскими, с продажей всех автозапчастей и автокосметики и, обязательно, с охраняемыми автостоянками. В Польше вдоль автодорог в частных домах устроены автомастерские, автосалоны, маленькие придорожные бары и кафе.

Анализ рынка автозаправочных станций Москвы, фото 7

Развитие автодорожного строительства и оборудования дорог позволило бы повысить безопасность проезда по нашим дорогам, дало бы дополнительные рабочие места и возможность развития мелкого предпринимательства, развития предприятий, поставляющих необходимое оборудование. А также позволило бы развивать тот автобусный туризм по нашим российским просторам, который приносит европейским странам миллионы долларов доходов.

Алексей Гранин

----------

Подборки :: Авто • Аналитика • Безопасность • Бизнес • Инвестиции • Маркетинг • Регионы • Сервис • Строительство