Записки
papers

В этом году переход автолюбителей на «летнюю резину» сопровождается существенным ростом продаж импортных автопокрышек престижных марок. Так, по крайней мере, считают большинство опрошенных московских дилеров. Связано это с тремя факторами: ростом доходов россиян, национальной любовью к «понтам» и неудовлетворенностью потребителей крайне низким качеством отечественной резины. Пик продаж «летней резины» придется на середину апреля, когда для большинства российских автолюбителей начнется «теплое время года».

В апреле-мае российские водители «переобувают» свои машины в «летнюю» резину. По словам участников рынка, импортная резина, благодаря гораздо более высокому качеству по сравнению с продукцией отечественных заводов, постепенно отвоевывает рынок у российских компаний. «В импортных шинах практически не бывает брака, тогда как на отечественной резине можно отъездить всего 10-15 тысяч километров, после чего она «пойдет винтом», – сказал менеджер магазина «Колесо» Юрий Страшко. С его мнением согласны не только дилеры, но и технологи. «Импортные шины однозначно лучше. Так, например, один из восточноевропейских производителей использует при производстве покрышек 17 сортов каучука, западный производитель, выпускающий продукцию класса «премиум» – 41 сорт, а самый передовой в СНГ Белоцерковский завод – всего 4 сорта, – рассказывает менеджер одной из московских компаний, занимающихся поставками оборудования для шиномонтажа. – Каучук определяет мягкость и эластичность резины и, соответственно, влияет на её ездовые свойства». По его словам, «в партии импортных шин выбраковка составляет порядка 3%, тогда как в отечественной продукции брак может составлять до 50%». При этом собеседник намекнул, что в его распоряжении имеется собранная в шиномонтажных мастерских статистика по маркам покрышек и выявленным в них дефектам, однако он наотрез отказался поделиться сведениями с корреспондентом. «Мне пока ещё хочется жить», – сказал менеджер компании.

Дорогие россияне всё чаще выбирают импортные шины, фото 1

По словам менеджера по продажам компании «ЮВЛ-плюс» Дмитрия Видешева, импортные покрышки покупают не только за высокое качество продукции. У клиента, купившего покрышку известного производителя в магазине и вдруг обнаружившего брак, всегда есть возможность защитить свои интересы. «У любого крупного бренда есть свое представительство. Колесо по рекламации идет на экспертизу в представительство этой компании или же на независимую экспертизу, в ходе которой устанавливается причина повреждения. Если она связана с производственным дефектом, то ущерб возмещается», – рассказывает господин Видешев. Правда, по его словам, «обычно в год бывает не более одного обращения».

«Отечественную резину у нас покупают всё реже, причем в основном на старые «Жигули», – говорит менеджер магазина «Колесо» Юрий Страшко. Его слова подтверждает менеджер другого магазина. «Если пенсионер ездит на дачу со скоростью 60 км в час, то ему все равно, какая это будет резина – лишь бы круглая, – говорит он. – В прошлом летнем сезоне на 1 отечественное колесо мы продавали 1 импортное». Причем владельцы «девяток» и «десяток» уже предпочитают брать импортную резину, поскольку «скоростные и температурные характеристики автопокрышек зарубежного производства намного выше, чем у российских аналогов». Любопытно, что большая часть проданных импортных шин, реализованных в магазине собеседника, пришлась на самый дорогой из имевшихся в наличии брендов Michelin Pilot.

Дорогие россияне всё чаще выбирают импортные шины, фото 2


Глава торгового дома «Яршина» Николай Тонков считает такую тенденцию вполне оправданной. «Люди, у которых есть деньги, покупают дорогие бренды, которые на слуху, а у кого денег мало, покупают отечественную резину. При этом относительно недорогие корейские марки «среднего класса» Kumho и Hankook оказываются в проигрыше: на дорогие машины их не ставят, а на дешевые – берут отечественную резину», – сказал господин Тонков. То есть резина «среднего класса» оказывается практически невостребованной. Покупатель предпочитает либо самые дорогие импортные автопокрышки, либо бюджетные отечественные. Если стоимость самых популярных жигулевских покрышек отечественного производства составляет порядка 700-900 рублей, то корейские покрышки в полтора раза дороже, а известной марки в два раза дороже.

Анализируя данные наиболее предпочитаемых мест для покупки шин, следует отметить, что 16% респондентов покупка шин совершается в любом магазине автозапчастей. В сеть магазинов «Колесо» предпочитают обращаться 13% опрошенных, а в «МВО» – 7% автовладельцев. Одним из наиболее популярных мест для покупки шин являются авторынки (12% автолюбителей приобретают шины в Южном порту и 6% – на любом авторынке).

Очевидно, что параллельно с ростом доходов, российский потребитель будет и дальше переориентироваться на продукцию зарубежных шинных заводов (по данным Минпромнауки, в связи с ростом производства автомобилей и увеличением автомобильного парка страны внутренний спрос на шины для легковых машин вырастет в текущем году на 1,2% по сравнению с 2002 годом). Особенно ярко эта тенденция проявляется в Москве. По оценкам Николая Тонкова, «доля российских шин на отечественном рынке составляет 65-70% против 30-35% импортных, причем в Москве и других крупных городах доля иностранных покрышек приближается к 60%, и продолжает расти». При этом у российских компаний, несмотря на проводимую на многих заводах модернизацию, практически нет шансов догнать импортную продукцию по качеству. Как говорит господин Тонков, «по уровню разработок к западным аналогам приблизиться пока не получается».

Дорогие россияне всё чаще выбирают импортные шины, фото 3

«Вложения в производство и новые разработки, скажем, на «Нижнекамскшине», заводах «Амтела» и Michelin или Continental просто несопоставимы», – рассказывает Николай Тонков. Единственный шанс российских производителей хоть как-то выправить ситуацию – использовать извечную любовь россиян к «крутым» брендам. Во многом именно поэтому российские шинные заводы стремятся заключить контракты с известными западными шинными компаниями и выпускать лицензионную продукцию. На данный момент уже действуют совместные производства на Омском заводе с Matador, на Ярославском заводе – с Goodyear, на Московском – c Continental. Российская холдинговая компания «Амтел» и финская Nokian Tires в начале 2004 года запустят на Воронежском шинном заводе новое производство по выпуску шин класса «премиум» мощностью 2 млн шт. в год. Стоимость проекта составляет 20 млн долларов.

Михаил Чернов

----------

Подборки :: Авто • Аналитика • Бизнес • Инвестиции • Маркетинг • Экономика