Записки
papers

Маркетологи компании пересмотрели портфель брендов для России, пока же менеджеры компании пытаются довести объем продаж хотя бы до $15 млн. Продукция Elite продается в России с 1992 года. Компания поставляла тогда растворимый и молотый кофе марок Elite Classic и Elite Club, а также четыре марки шоколада, какао и горячий шоколад.

В 1997 году продажи компании в России составляли $30 млн, но осенью 1998 года компания отозвала из России своего официального представителя. С тех пор поставки Elite в России осуществляли по собственной инициативе независимые от компании израильские бизнесмены. В результате продажи марок Elite в 2001 году упали до $4 млн.

«Когда к власти пришел Путин, мы решили, что в стране будет стабильность. Рынок начал расти, а наша доля на нем падала. Мы приняли решение вернуться», – говорит Яков Беер Бобровски, глава представительства. Он приехал работать в Москву в марте 2001 года.

В середине прошлого года израильтяне провели серию маркетинговых исследований. Оказалось, что в России 92% потребления теперь приходится на растворимый кофе. Причем этот сегмент растет на 10 – 15% в год. В Elite теперь решили сосредоточиться именно на нем. И это с учетом того, что коньком Elite в других странах является молотый кофе. Именно его компания уже третий год продвигает на Украине. В Россию же молотый кофе Elite пока поставлять не будет.

Изгаильский кофейный бренд Elite фокусируется на России, фото 1

Второе, что показали исследования, – российские потребители, которые раньше предпочитали дешевый кофе, переключаются на продукты сегментов «средний» и «выше среднего». Эти два сегмента стали новым фокусом Elite. В России израильтяне будут теперь продвигать свою марку кофе Elite Platinum, который был поставлен летом 2001 года.

Именно за счет Platinum компания собирается к концу года занять восьмое место на российском кофейном рынке, который, по некоторым оценкам, составляет $1 млрд. Его лидером является швейцарская Nestle с долей 36%. Elite же планирует достигнуть к концу 2002 года скромной доли 1,5%, то есть не слишком весомого уровня продаж в $15 млн.

Новый портфель Elite в России включает также марку для среднего сегмента Elite Classic. Работа с новым портфелем брендов началась в конце 2001 года.

Элитный персонал

Сейчас в московском офисе Elite, имеющем статус представительства головной компании, работают 20 человек. Представительство занимается маркетингом и продвижением своих марок.

Основными дистрибуторами продукции Elite в России являются три небольшие фирмы – «Хлестаков», «Раут» и «Меркурий» – каждая из которых специализируется на одном из каналов сбыта. Таким образом, Elite покрывает и московские оптовые рынки, и региональный опт, и магазины, не вкладывая собственных денег в создание складов и региональных представительств.

«В России очень сложный рынок, – считает Яков Беер Бобровски. – В других странах у фирмы есть собственная система дистрибуции, но создавать ее в России нам сейчас невыгодно».

Изгаильский кофейный бренд Elite фокусируется на России, фото 2


Компания дала понять своим дистрибуторам, что рассматривает их как стратегических партнеров и будет в дальнейшем поддерживать их продажи. Рекламная кампания на телевидении начнется уже в феврале. Размер бюджета в Elite не разглашают.

«Продажи Elite постепенно улучшаются, – говорит Ашот Захарян, генеральный директор компании «Шантери», входящей в группу «Меркурий». – Хотя это товар трудный по сравнению с раскрученными марками Nestle и Kraft Jacobs Suchard».

Отели, рестораны, кафе и офисы как каналы сбыта кофе пока не рассматриваются. Нет в ближайших планах компании и открытия собственных магазинов. «Если даже компания Tchibo, эксперт в развитии сетей coffee-shop, работает в России преимущественно с растворимым кофе, нам о своей рознице думать еще рано», – уверен Яков Беер Бобровски.

К концу года Elite планирует производить на территории России 50% от общего объема продаваемого здесь кофе. «Мы пойдем по пути контрактного производства на существующих мощностях, переоборудованных с помощью западных специалистов, – говорит Яков Беер Бобровски. – Позже станут возможны и прямые инвестиции».

Кто будет производственным российским партнером Elite, станет известно в ближайшие два месяца. В качестве одного из кандидатов рассматривается нижегородская компания «Гранд–НН», завод которой открылся в конце 2000 года и оснащен английским фасовочным оборудованием.

«Кофейный рынок постоянно растет, в том числе и сегмент freeze-dry (сублимированного кофе), – говорит Дженнифер Галленкамп, директор по корпоративным связям московского офиса компании Nestle. – Но новым игрокам придется приложить немало усилий, чтобы приблизиться к ведущим брендам. От них потребуются серьезные инвестиции в маркетинг и дистрибуцию».

Изгаильский кофейный бренд Elite фокусируется на России, фото 3

По словам Якова Беер Бобровски, в 2002 году инвестиции Elite в Россию составят около $3 млн. Эти средства будут направлены как на продвижение марок, так и на организацию производства. Примерно столько же собирается вложить в этом году в раскрутку своих брендов Kaffa и Kaffa Elgresso еще один небольшой игрок – компания «Каффа Индастрис» с бразильскими корнями. Причем «“Каффа Индастрис» стартовала в России тоже в 2001 году. Правда, в отличие от Elite бразильцы активно инвестируют собственные средства в местное производство полного цикла. Их фасовочная фабрика в Люберцах уже работает. Скоро по соседству начнет работать вторая фабрика, предназначенная для производства кофе по технологии freeze-dry.

Компания «Каффа Индастрис» вложила в российское производство порядка $50 млн. Так что даже среди новичков у Elite серьезные конкуренты.

Ирина Телицына

----------

Подборки :: Аналитика • Бизнес • Инвестиции • История • Маркетинг • Регионы