Заманчиво звучат предложения некоторых компаний, проводящих рассылки «по самым низким ценам». Однако насколько вы «богаты, чтобы платить за дешевые вещи»? Но самое главное их отличие, как это обычно бывает, заключается в качестве исполнения услуг.
Планирование необходимо всегда
Любая ДМ-акция начинается с составления глобальной программы и планирования отдельных этапов. И если заказчик не пользуется услугами профессиональных ДМ-агентств, то в большинстве случаев эта акция проходит спонтанно, без отслеживания результатов и обратной связи.
Большой ошибкой компаний, впервые пользующихся директ-мейлом, является уверенность в том, что все будет происходить как по мановению волшебной палочки: разослал энное количество рекламных писем, и клиенты уже становятся в очередь. К сожалению, так наяву не бывает.
Не сказочная ДМ-кампания проводится в несколько этапов, и после каждого обязателен анализ полученных результатов. Заказчик должен знать, насколько эффективно работают его деньги. Но компаниям, предлагающим свои услуги за гроши, просто экономически не выгодно «возиться», чтобы отладить хорошую ДМ-акцию для клиента. Они работают по принципу «разослал, и жди. Авось что-нибудь получится». И если Ваша фирма не может позволить себе рекламных бюджетов AT&T или GM и привлечения специалистов из ДМ-агентства, то наилучший выход – обратиться в почтовую компанию, не афиширующую свои «замечательные цены», но возможности которой позволяют разработать для заказчика ту ДМ-программу, которая действительно себя оправдает.
Рассказывая об отсутствии интереса со стороны почтовых компаний к выполнению рассылок за несерьезные деньги, стоит упомянуть и о часто проявляющейся жесткой позиции со стороны заказчика. Зачастую при работе с клиентом складывается ситуация, когда менеджер, ведущий заказ, предвидит нулевой результат рассылки, допустим, по причинам ненадежного источника базы данных; отсутствия предварительной работы с базой; безликого, «слепого» конверта, который никто не заметит в куче корреспонденции; наконец, неинтересного, плохо читаемого письма к потенциальному потребителю. Естественно, менеджер предлагает сделать необходимые изменения в рассылке, но заказчик отвечает резким, решительным отказом, потому что – «Начальство уже утвердило этот проект…», «Мы уже растиражировали письмо…», «Мы уже заплатили за базу, причем дешево…». Это наиболее часто встречающиеся доводы, и все они по существу бессмысленны, ведь единственным результатом будет отсутствие результата.
А после заказчик склонен винить в этом всех и вся, но только не себя. Ему трудно принять, что нельзя экономить на планировании и пускать кампанию по рассылке на самотек. И пусть уйдет дополнительное время на консультации со специалистами, пусть что-то придется доделать или переделать, но именно такой, профессиональный, подход даст желаемый результат.
Все ли получают вашу информацию
Неприятной особенностью почтовой рассылки являются возвраты отправлений и неполучение корреспонденции адресатами. Конечно, возвраты неизбежны (скажем, часть организаций переехала или перестала существовать) – вопрос в их допустимом количестве. Обычно почтовые компании гарантируют, что количество вернувшихся к отправителю писем не превысит определенного процента, как правило, это 5%.
Сложнее отследить неполучение почтовых отправлений. Работа почты далеко не идеальна, однако вряд ли можно свалить на нее 30% (а то и больше) недополучений. Проблема еще и в том, что вы просто не узнаете, сколько реально адресатов не получили ваши письма, потому что если какая-то часть тиража была «утеряна», то не будет и возврата.
Почему-то чаще всего это происходит с фирмами, предлагающими рассылку на условиях, когда стоимость одного отправления практически равна официальному почтовому тарифу на такое отправление. А ведь в эту стоимость закладывается себестоимость всех услуг фирмы, не говоря уже о прибыли. Может быть, это компании-меценаты?.. – Нам такие пока не встречались.
Вот почему не лишне задуматься, на чем вы экономите и какова цена подобной «экономии», если половина ваших отправлений может даже не попасть в почтовое отделение.
Часто после представления обсчета суммы заказа потенциальному клиенту можно услышать: «Да вы что, мне там-то предлагали отправить и намного дешевле!» Начинаешь объяснять с цифрами, но многие не верят, что делать значительные скидки с почтового тарифа может в принципе кто угодно, но вот отправят Вашу корреспонденцию далеко не всю. Наверное, решение этой проблемы можно порекомендовать только одно – не прибегайте к дешевым услугам. Просто прикиньте сами, насколько экономически оправданы те цены, которые вам предложили.
Не говорите о клиенте в третьем лице
Существует еще один немаловажный в директ-маркетинге элемент – это персонализированное обращение. Но очень многие почтовые компании избегают проблем, связанных с печатью на ваших материалах этой одной-единственной строчки. Согласитесь, при том потоке информации, который обрушивается на нас ежедневно, больше заинтересует послание, обращенное именно к вам, а не к какому-то «Потребителю».
Но не везде, где рекламируется такая услуга, её реализация проходит на достойном уровне. Например, кому понравится такое обращение: «Уважаемый (ая) Сидоров!» А ведь профессионально выполненная персонализация вашего предложения привлечет к вам ещё не один процент потенциальных потребителей, тогда как неграмотная и небрежная реализация – оттолкнет потенциальных клиентов от вашего предложения.
Подведем итог
Мы затронули несколько проблем директ-мейла, которые очевидно влияют на эффективность прямого маркетинга. Бывает обидно наблюдать, как от этого перспективного направления отказываются компании, не сделавшие еще и первых шагов. Причем во многих случаях люди понимали важность ДМ-акций, и прекрасно знали, что при развитии и укреплении связей с уже существующими клиентами методы директ-маркетинга вне конкуренции. Но… Первая же некачественная рассылка убила в них стремление разработки этого направления.
А всё может быть по-другому, если вовремя вспомнить, что скупой платит дважды и всегда работать только с профессионалами…
Илья Шагаев
----------